Каждый есть Бойс в масштабе жизни. Акция молодых интеллектуалов
Олег Шишкин | Независимая газета | 8 октября 1992 | Заметка

Есть что-то странное в посмертной судьбе Йозефа Бойса, ибо физическая жизнь его, закончившаяся в 1986 году, обратилась в духовное послебытие, способствующее его появлению в тех или иных странах мира. Ходили упорные слухи, что организаторы выставки из фонда Кестнергезельшафт собираются привезти с собой из Ганновера ментальное тело художника. Но как бы то ни было, а магическая акция группы «Му-зей» в Белом зале ГМИИ имени Пушкина преследовала цель вызвать дух великого художника.

Каждый входящий в Белый зал музея должен был выбрать из стопки головных уборов шляпу, надеть ее, уподобившись Бойсу, с его непременным «Weston»ом. Затем следовало пройти в центр зала, где на специальной подставке из галенита лежали в специальном коробе инструменты, необходимые для анализа крови, несколько тряпочек белого цвета и странный пузырек. Участнику предлагалось взять стеклянную трубку, опустить ее в склянку и набрать жидкости с помощью вдоха до «красной линии» на шкале прибора. Затем следовало зажать большим пальцем кончик и поднести эту трубку к одному из лоскутков, дабы пролить на него «кровь».

В определенном смысле аттракцион следует отнести к новым формам группового медиумического воздействия на потусторонний мир с целью вызывания духов с помощью вдохов. «Кровь» как необходимый элемент мистерии и жертвоприношения. носит характер цитаты, так как для Бойса она была всего лишь одной из красок, правда, в своем самом натуральном виде. Стопка лоскутов, пропитанных «кровью», производила магическое впечатление, и в то же время она являлась парафразой или одним из отпечатков с кровоточащих швов знаменитой мюнхенской акции Бойса «Покажи мне свою рану». Известно, что покойный художник считал себя всего лишь терапевтом, который лечит больных людей больного общества. И лечит не в каком-то абстрактном смысле, а как монгольский шаман, впадая в состояние, близкое к каталепсии или эпилептическому припадку. Кровавые тряпицы группы «Му-зей» это еще и отголосок прошлых речей и действий Йозефа Бойса, отправленные в будущее по беспроволочному телеграфу вечности.

Настроение присутствовавших было самое радужное, что говорило о безусловно положительном терапевтическом воздействии. Вызывание духа Бойса тоже завершилось удачно. Первым, кто почувствовал его появление в зале, был известный андерграундщик Борис, Юхананов, воскликнувший в состоянии экзальтации: «Кажется, что он уже где-то здесь!» На этот зов из глубины музея со стороны центрального входа появился Карл Хайнляйн из фонда Кестнергезельшафт и, надев ритуальную шляпу, произвел ритуальное кровопускание.

Сегодня наше больное общество, как никогда прежде, нуждается в правильно поставленном диагнозе и верном методе проведения лечения, и Бойс знал, как выйти из такого тупика. Вот только один из универсальных рецептов, которые он предлагал: «Вопрос о терапии как методе исцеления причинением вреда был гениально описан Марксом. Из этого анализа следует диагноз, а уже на основе его, как обычно, терапия. И вот здесь марксизм уже ничем не поможет. Гений Маркса положил начало и прошел половину пути, и теперь его нужно пройти до конца с помощью терапевтической методики. Я могу содействовать этому тем, что как терапевт буду рассматривать проблемы и двигаться по направлению к регенерации, то есть к изменению состояния вещей и к исцелению от причиненного ущерба».