«Цикады» спасут мир от катастрофы
Фаина Штейн | Коммерсант-Daily | 28 октября 1992 | новость

Сегодня в зале «Карнавал» в Санкт-Петербурге состоится последний премьерный показ спектакля «Цикады» труппы «Санкт-Петербургский маленький балет». Эксперты „Ъ“ отмечают высокий уровень хореографии и сценографии.

Спектакль «Цикады» поставлен балетмейстером Андреем Кузнецовым, режиссером Борисом Юханановым и художником Юрием Хариковым. Участвуют в спектакле пять актеров, бывших солистов Малого театра оперы и балета, театра «Хореографические миниатюры» и труппы Бориса Эйфмана. Балет состоит из двух частей: «Нимфа» на музыку «Детского альбома» Чайковского и «Любовники» на музыку Брамса, Генделя, Шопена, Моцарта и Юрия Ханина. При изготовлении костюмов для спектакля использовались натуральные страусовые перья, присланные специально Михаилом Барышниковым.

Балетная и театральная критика Москвы и Санкт-Петербурга проявила к «Цикадам» интерес. Он был вызван соединением трех, казалось бы, несоединимых творческих концепций балетмейстера, режиссера и художника. Андрей Кузнецов известен своей любовью к классике, Борис Юхананов считается одним из апостолов авангардизма, а театральный художник Юрий Хариков замечателен своей непричастностью ни к тому, ни к другому.

Первая часть балета — «Нимфа» — поставлена по древнегреческому мифу о боге Дионисе. Вторая — «Любовники»— представляет сюжеты о романтической любви. Оба отделения связаны общим героем — погибшим летчиком, чья душа вселяется в цикаду. Основная идея спектакля в том, что душа человека после его смерти переселяется в другое существо. Этим авторы как бы возвещают о приходе новой эпохи, без катастроф, потому что главная катастрофа уходящей эпохи — смерть и невозможность воскрешения.

Постановкой «Цикад» заявлено о рождении новой декоративности, когда танец обретает значение и статус мысли, оставаясь, однако, самостоятельной художественной сущностью. Пластическая формула обретает при этом особую яркость.

Хореография Андрея Кузнецова рассчитана на филигранную техническую подготовку исполнителей.

Высокому профессионализму балетмейстера в «Цикадах» соответствовало мастерство сценографа. Мертвые белые цветы на сцене парадоксальным образом делали живым балетный пейзаж. Цветы словно были покрыты белой «манной», которая, по утверждению авторов, появляется на растениях после укуса цикад. В составленной авторами программке говорится: «Цикады — поющие насекомые, от укуса которых на растениях выступает капля сока, затвердевающая в манну».