«Сад»: дубль пятый. С медицинским оттенком
Дмитрий Десятерик | Киевские ведомости | 14 декабря 1996 | статья

В театральных буднях подчас происходят события, не попадающие в фокус зрительско-журналистского внимания, но не менее значимые, нежели разрекламированные премьеры. К числу таковых следует отнести полуторанедельное пребывание в нашем городе режиссера из Москвы Бориса Юхананова. Этот визит состоялся по инициативе художественного центра «Дах» — в целях учебных и общеинформационных.

Ученик знаменитого Анатолия Васильева, гость «Даха» известен как теоретик и практик театра, также проводивший изыскания в кинематографе (он — один из зачинателей «параллельного кино») и в авторском видео. Ныне у Юхананова в Москве своя Мастерская индивидуальной режиссуры. С первых шагов в искусстве, с 1980-х годов, он занимается активным расширением границ театральности, сценическими экспериментами. Пожалуй, фундаментом этих поисков является «Вишневый сад», воспринимаемый не просто как повод для очередной интерпретации, а как территория существования — культурного, экзистенциального, духовного. Спектакль живет годами, изменяясь в пространстве и времени, обретая новые смыслы, обращаясь к различным мифам. Сегодняшняя, пятая, регенерация «Сада» — своеобразное освоение всечеловеческого мифа о счастье.

Создав с художником Юрием Хариковым (обладателем престижнейших театральных премий России за сценографию) и со своими талантливыми актерами изумительно красивый мир, режиссер совершает безумный с традиционной точки зрения поступок: вводит в игру «Сада» больных людей с синдромом Дауна. Но условия игры таковы, что необычные участники, оставаясь самими собой — то есть чистыми большими детьми, — создают в спектакле мощную этическую вертикаль, сообщают мечте о счастье полнокровность. Даже в опосредовании видеоэкрана ощущается живая подлинность соединения тех, кого привычно считают больными, с действенным искусством. В рамках Мастерской индивидуальной режиссуры работает особая программа «Дауны комментируют мир», помогающая своим участникам проявить себя, реализоваться в поле культуры.

Общаясь с гостем из России, слушая его иногда избыточные эскапады, автор этих строк понял, что Юхананов — человек не просто влюбленный в театр, а носящий этот театр в себе, с собою. Как судьбу, как пожизненный проект. Впрочем, последнее слово охотно употребляется режиссером. Он проектирует гастроли теперешней регенерации «Сада» в Киеве. Его работа с молодой труппой «Даха» — вполне возможно, завязка еще одного начинания, связанного с Украиной. Сам Борис высокого мнения о людях украинского театра, отмечая их прирожденный артистизм и склонность к метафизике, философствованию. Во всяком случае, кроме тренажей и лекций в «Дахе», становится возможным интереснейшее сотрудничество поисковых театров-студий нашей и российской столиц.