Фотоистория: Свободная академия
12 января 2021
Свободная академия, 1989 год.
Фото Андрея Безукладникова

Этот снимок сделан Андреем Безукладниковым в 1989 году. В центре стоит Борис Юхананов. Слева от него сидит Евгений Чорба, его соратник по Театру Театру, спонтанным акциям в Ленинграде и Москве 1980-х, актер видеоромана «Сумасшедший принц» и соавтор Юхананова в некоторых теоретических работах о видео. Справа сидит известный композитор и музыкант Камиль Чалаев, автор музыки к спектаклю «Октавия» (1989), а за ним Игорь Алейников кинорежиссер, сооснователь «Параллельного кино» и газеты «Сине Фантом».

Все они педагоги Свободной академии и ее руководители (в Совет мастеров входило еще более десятка имен). На этом фото Борис Юхананов произносит речь в качестве президента СА и рассказывает о структуре организации, ее задачах, направлениях и педагогах.

Свободная академия появилась в Москве в 1986 году. Как очевидно из названия, это было независимое учреждение, объединившее представителей так называемой «новой культуры», где резиденты могли обмениваться опытом и вести образовательную деятельность. Например, Игорь Алейников читал курс по истории авангардного кино и обучал работе с 16-мм камерой, Андрей Кузнецов-Вечеслов преподавал пластику, Алексей Беляев-Гинтовт и Кирилл Преображенский аудио-визуальную культуру, Вадим Драбкин видеоискусство, Андрей Безукладников фотоискусство, участники группы «Оберманекен» Анджей Захарищев-Брауш и Евгений Калачев историю «попса», Глеб Алейников историю постмодерна, Рустам Юхананов философию. Среди прочего в академии были и авторские направления: кафедра ритуального перформанса, кафедра «Нямнямбурлизма» художника Александра Петлюры, кафедра «Женский путь» под руководством Кати Рыжиковой, кафедра бикапо под руководством Германа Виноградова и другие.

Ролан Быков говорил: «Я думаю, что Свободная Академия катализирует напряжение других, она возмущает многих». Режиссер выразил большой интерес к деятельности СА и пригласил ее участников в свою передачу «Дом на Чистых прудах».

Свободная академия существовала в тесной связке с ленинградским Свободным университетом, входившим в ее состав, и делила с ним некоторые кафедры. Сохранился вот такой документ:

«Вестник Свободного Университета»

Первый Ленинградский независимый Свободный Университет открылся в сентябре 1988 года. В настоящее время, вместе с Московским Свободным Лицеем, входит в состав Свободной академии.
В Свободном Университете на сегодняшний момент работают четыре творческих мастерских:
- индивидуальной режиссуры (рук. Борис Юхананов)
- живописи (рук. Тимур Новиков)
- критической прозы (рук. Ольга Хрусталева)
- поэзии (рук. Борис Останин, редактор самоиздатовского журнала «Часы»)
В «Вестнике Свободного университета» представлены как мастера независимой литературы, уже получившие известность (А. Шельбах, Б. Останин, А. Левкин, А. Бартов и др.), так и начинающие поэты, писатели и критики, студенты различных мастерских С.У. (Р. Миронов, А. Мирзаев, М. Блазер, Г. Денисов, Ю. Дятлов, Д. Голынко).
По вопросам, связанным с изданием «Вестника», предложениями сотрудничества и проч., обращаться:
195267 Ленинград, Гражданский проспект, д. 100 к. 1, кв. 55
д.т. 532-65-43
Мирзаеву Арсену Магомедовичу (мастерская поэзии)

В ленинградский период Мастерской индивидуальной режиссуры Борис Юхананов возглавлял кафедру в Свободном университете. Вот что писал об этом периоде Камиль Чалаев:

Борис Юхананов, тридцатилетний ленинградско-московский киноакадемик, руководитель кафедры МИР-1 в Ленинградском свободном университете и МИР-2 в СВАА (Мастерская индивидуальной режиссуры); пропагандист параллельного кино, нового направления, созданного главным редактором независимого журнала "Сине Фантом" Игорем Алейниковым и его братом Глебом. Их фильмы получили первое серьезное признание на московском кинофестивале в этом году. Стоит сказать о двадцатитрехлетнем Евгении Чорба, киноведе и кинокритике. Он постоянный герой бесчисленного метража, отснятого основоположниками новых параллельного и видео кино. В отличии от братьев Алейниковых, оттачивающих свои редкие и очень популярные фильмы, Юхананов, кроме своих шести видеофильмов и четырех спектаклей, снимает все события культурной жизни и обладает бесценной коллекцией документально-художественных материалов, и архив его растет перманентно. Эстетике параллельности, занимающей главное место в киноакадемии и Театр Театре, режиссером которого является также Юхананов, противопоставлена идея "сравнительно нового человека в движении", Сергея Жегло, идея создания кафедры перпендикулярной культуры. Ее руководитель обладает качествами, столь редкими среди "авангардистов": спокойствия и молчаливой доброты, и отдает все свое время на устройство и коммуникации академии, ибо дело наше в начале пути, и обязанности каждого непредсказуемы.

Источник: Архив Свободной академии

Кстати, премьера упомянутой «Октавии» состоялась именно в Свободной академии в 1989 году. Вот альбом с фотографиями.

В 1993 году Свободная академия прекратила свое существование.