Дауны в саду у Чехова
Светлана Каплий | День | 1996 | обзор

Директор центра современного искусства "Дах", он же руководитель экспериментальной театральной мастерской при центре, Влад Троицкий, придумал "режиссёрско-актерскую экстернатуру" - знакомство (бесплатное) людей театра и близких к нему с различными театральными моделями "из уст и рук" известных теоретиков и практиков.

Уже действуют спецкурсы по истории украинской культуры и драматургии (читают Наталья Ермакова, Анна Веселовская, Елена Онищенко, Олег Сидор-Гибелинда), мастер классы патриарха украинского театра - Владимира Николаевича Оглоблина и известного специалиста по сценическому движению Владимира Оцупко... В этом благотворительном и бескорыстном (а все теоретики и практики работают за очень небольшое вознаграждение) деле реанимации театрального процесса приезд известного экстравагантного московского режиссера Бориса Юхананова можно сравнить разве что с лечением электрошоком.

Юхананов - основатель Мастерской Индивидуальной режиссуры, инициатор "параллельного" кино. Талантливый соединитель театра, кино и видео, потому что сегодня, считает он, просто невозможно работать в театре и не работать в смежных отраслях. Однако органически  присущий постмодернизму синтез мастерская Юхананова переживает как "невозможность заимствования, цитирования, тиражирования". Недавняя постановка "Вишневого сада", наделавшая много шума, - попытка "сакрализации известного светского текста XX столетия", миф о счастье, а не о красоте, как принято понимать Чехова. Идея сада как недостижимого для людей и поэтому неистребимого пространства, которое родила фантазия, игра в то, чего никогда не может быть, игра в "садовых существ" ... Ну а поскольку театр для Юхананова - вид настоящего безвредного наркотика, то четыре акта особым образом разработанного чеховского текста длятся шесть с половиной часов в пике внимания зрителя, который почти отвык от больших форм и сложной архитектоники.

Поскольку Чехов, по словам режиссера, - российский Махатма, в спектакле множество мистически-филосовских измерений. Юхананов выделяет два: жизнедеятельность и жизнетворчество. Его постановка - путешествие во времени, которая с премьеры только начинается. Это спектакль на территории которого постоянно все меняется и где в камерном "мире счастья" живут "садовые существа". Прообразы этих существ он увидел в прошлом году ... в даунах, и эти "пришельцы из космоса" стали действующими лицами "Вишневого сада". "Я не ставил перед собой цель превращать этих удивительных существ в людей, - да это и невозможно, - как и лечить, воспитывать их. Многие ученые считали даунов людьми будущего. Мне захотелось через них, сквозь них и с их помощью взглянуть на современную культуру ... "

Вместе с даунами в "Вишневом саде" заняты актеры мастерской Юхананова. Спектакль очень дорогой и красивый, с прекрасными костюмами новой московской "звезды" - художника Харикова. Продолжаются переговоры о том, чтобы показать его в Киеве, в театре Франко.