Советы остаются в андеграунде
Михаил Брашинский | SCREEN INTERNATIONAL IN MOSCOW | 14 июля 1989Soviets stay underground

СОВЕТСКИЙ ФИЛЬМ времен гласности – это не только «Маленькая Вера» и череда эпатажных документальных фильмов, которые мог увидеть каждый, кто бывал на показах независимого кино в клубе ПРОК.

Советское андеграудное кино родилось в то время, когда само слово «официальный» было для интеллигентных людей проклятием. Оно появилось в начале 1980-х годов, в конце брежневского застоя.

В настоящее время у советского андеграудного кино два дома: Москва и Ленинград. Отношения между ними хорошие, но у каждого свой подход. Москвичи, во главе с братьями Алейниковыми в кино и Борисом Юханановым в видео, достаточно цивилизованны и работают в основном с интеллектуальным материалом. А вот ленинградцы гораздо более дикие.

Ведущим ленинградским направлением является «некрореализм», который исследует жизнь после смерти в форме фильмов, изображающих жестокие сюрреалистические отношения между живыми трупами.

Единственное, что объединяет всех этих андеграундных режиссеров, это то, что все они, так сказать, девственники. Они создали авангардное движение с нуля, как будто до них еще ничего не было сделано, работая на 8 мм, 16 мм и с видео.

Но перестройка создала серьезную угрозу для андеграунда, вызвав всплеск общественного и официального интереса, поскольку предпринимаются попытки вытащить его на поверхность. Но каков бы ни был результат – смерть или просто потеря девственности – именно андеграунд будет решать, куда двигаться дальше.

Альтернативный и независимый голос – это то, в чем нуждается советская культура. Его потеря будет болезненной.

Перевод с английского Анны Исаковой

Soviets stay underground