Советский андеграунд
Frankfurter Allgemeine Zeitung | 18 ноября 19891989_Frankfurter Allgemeine Zeitung

Три русских режиссёра о «Параллельном кино»

Распад Советского Союза не проходит и мимо киноискусства. Уже с 80-х годов группа молодых режиссёров пытается оживить окаменелые отношения в государственных киноорганизациях. В 1987 году они объединяются в «Параллельное кино». На четвёртом франкфуртском кинопоказе, который до воскресенья проходит в муниципальном кинотеатре и кинотеатре «Гармония», можно увидеть некоторых из их андеграундных фильмов, связанных с такими табуированными темами как смерть, гомосексуальность или мафия.

Как возникло «Параллельное кино», как работают его последователи? Игорь и Глеб Алейниковы, как и Борис Юхананов, которые приехали на фестиваль во Франкфурт, единодушно говорят о сложных рабочих отношениях прежде всего до 1987 года. Так как они хотели производить независимое от государственного аппарата кино, они не могли распоряжаться госсредствами на его производство.

Нужда способствовала проявлению изобретательности, оппозиционеры приобретали отчасти авантюрным способом пленочные материалы, камеры и режущие инструменты. Юхананов, который прежде всего занимался видеоискусством, позаимствовал сначала оборудование у спекулянтов, которые были единственными, кто владел современным оборудованием. Он пообещал им, рассказывает, усмехаясь тридцатиоднолетний Юхананов, упомянуть их в своих фильмах. В конце концов он смог убедить их в том, что продукт в точности соответствует их представлениям. 

«Параллельное кино» возникло в оппозиции к государственному кинопроизводству и его идеалам, а также социалистическому реализму. Начинающие деятели искусства не хотели, чтобы их сценарии цензурировали люди из партийного аппарата, не хотели подчиняться официальной доктрине. Власти и бюрократы не воспринимали новое движение в искусстве и наказывали клеветой и репрессиями. Молодые деятели и их друзья были обруганы «идиотами», «сумасшедшими» и «антисоветскими элементами», рассказывают три режиссёра.

Но «Параллельное кино» дистанцировалось и от «второго искусства», которое прежде всего создавалось диссидентами в 70-е годы. Они видят в этом движении только антипод социалистическому реализму: «Одно обуславливает другое», — говорит Глеб Алейников. Его соратники отвергают оба направления. Они хотят создавать совершенно независимое новое киноискусство.

Как оно должно выглядеть, однако, пока не понятно. Существует много художественных направлений в стране. Группа «Параллельное кино» не имеет какой-либо чёткой программы и не хочет быть помещено в узкие рамки. Существуют конкретные школы, например, ленинградский «некрореализм». Он был последней ступенью социалистического реализма, который доходит до абсурда, говорит Глеб Алейников. Представители этого направления занимаются прежде всего такой табуированной темой, как смерть, в их фильмах часто можно увидеть трупы.

Возглавляемая двумя Алейниковыми московская школа расходится в представлениях с международным кино, создавая собственный стиль. Особое влияние, говорит Игорь, на них оказывают фильмы 20-х годов, Вертова, Эйзенштейна и Мурнау. Среди прочего ценится и французская «Новая волна» и восточнонемецкие режиссёры, как например Фассбиндер, который является для них образцом.

Первый прорыв деятели киноискусства пережили в 1987 году. Тогда они выступили в первый раз на одном фестивале в Москве. Затем в Ленинграде и Москве группа организовала второй показ.

«Параллельные» фильмы можно было увидеть на международном фестивале этого года в советской столице. Алейниковы могут даже уже снять фильм с помощью одной государственной производственной компании, подобные предложения есть и для других участников группы. Однако юные энтузиасты не хотят быть объединенными «мы будем и дальше работать независимо», уверяет Игорь Алейников (Короткий метр "Параллельного кино" будет сегодня показан в кинотеатре "Гармония" в 19.00)

Благодарим Анну Рудь и фонд «Четверг» за перевод статьи на русский язык

1989_Frankfurter Allgemeine Zeitung