Поэзия и революция на московской сцене 2017. Фрагмент статьи
Елена Гальцова | Критик | Декабрь 2017 | статьяПоэзия и революция на московской сцене 2017

Другое значительное явление на московской сцене в годовщину революции: фигура Ленина. В советское время священный образ Ленина был предметом поклонения, а в 90-ые годы его заклеймили, и по всей территории бывшего Советского Союза стали массово разрушать памятники, установленные в его честь. Удивительно, что Борис Юхананов возвращается к его образу.
Казалось, что этот режиссер, который страстно полюбил оперу, далек от политики. И тем не менее в июне 2017 года Борис Юхананов на фестивале Holland Festival в Амстердаме представил оперу «Октавия.Трепанация», основанную на текстах трагедии «Октавия», приписываемой Сенеке, и эссе Троцкого о Ленине[i]. Медленная и медитативная электронная музыка, вдохновленная русскими революционными гимнами, была написана Дмитрием Курляндским, который давно работает с Борисом Юханановым.  На сцене – гигантская вращающаяся голова Ленина, и когда она открывается, оказывается, что у нее внутри множество новых элементов декораций. Эта голова используется в качестве сцены, и на ней появляются персонажи из античного Рима и Советского Союза. В этой трагической опере, которую можно назвать транс-исторической и мультикультурной, есть и знаменитая китайская терракотовая армия, и колесницы, запряженные скелетами лошадей. Произвольно или непроизвольно возникают следующие ассоциации: Терракотовая армия Ариан Мнушкиной в ее спектакле «Атриды» (1990-1992); большая голова Цезаря в мини-спектакле «Юлий Цезарь. Революция» (У. Шекспир) театра кукол «Тень», показанный в 2014 году в Москве (который до сих пор есть в репертуаре). И нельзя забывать андеграудный спектакль самого Бориса Юхананова, показанный в 1989 году.

Но все же это совершенно новое произведение. Следовало бы называть его опера-операция в соответствии с идеями Антонена Арто. Кажется, что Борис Юхананов хочет взорвать плод тирании, который созрел на древе жизни и мешает ему расти. Он создал нетрадиционный образ Ленина, иконоборческий для годовщины революции, образ тирании мозга. Комментируя оперу, режиссер говорит о трех революциях: об октябрьской революции 1917 года, о перестройке, и о новой революции, которая должна случиться – революции против внутренней тирании, происходящей в голове каждого человека, тирании пустоты над человеком. Но перспектива этой революции нисколько не воодушевляет, ведь, по словам Бориса Юхананова, она будет осуществлена «менеджерами пустоты». Борис Юхананов изображает эту третью революцию и с помощью священных образов, не принадлежащих конкретному времени, и с помощью фигур значительных деятелей октябрьской революции, которых он ставит рядом с современниками Нерона – классического примера тирана. Является ли эта опера предупреждением? Или, скорее, это изображение неизбежного процесса, оставив надежду на очищение мира всадниками Апокалипсиса через смерть и страдания?

 

[i] В момент написания данной статьи (сентября 2017), этот спектакль являлся частью осеннего репертуара Электротеатра Станиславский, в фойе которого происходила выставка фотографий с премьеры в Амстердаме и макетов декораций.  

Поэзия и революция на московской сцене 2017