Русский драматический театр Литвы готовится к открытию нового сезона. Идет работа сразу над двумя постановками. Руководитель театра Владимир Петрович Тарасов репетирует спектакль «И медленно выпил», инсценировку к которому он сделал по популярной поэме Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки».
27 октября 54-й театральный сезон откроется премьерой первой русской классической комедии «Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина. Спектакль ставит московский режиссер Борис Юхананов – ученик таких мастеров, как Анатолий Эфрос и Анатолий Васильев. У последнего он был ассистентом во время создания знаменитого спектакля «Серсо».
Начав в 80-х свою творческую деятельность, Борис Юхананов уже в середине десятилетия создал тот независимый театр в России, который назывался «Театр Театр», существовавший одновременно в двух городах: Москве и Ленинграде. А к концу 80-х- началу 90-х его личность окутывала масса легенд и историй, его причисляли к поколению советских авангардистов. Тогда он создал первую Мастерскую индивидуальной режиссуры (МИР), за работой которой с любопытством следили не только театралы.
К концу 90-х оказалось уже 3 МИРа: МИР-1, МИР-2, МИР-3. Мнения о работах Б. Юхананова разделились: одни причисляли себя к сторонникам режиссера, другие становились его яростными разоблачителями.
А Б. Юхананов продолжал работать, ставил спектакли и снимал видеофильмы (параллельное кино). В репертуаре его мастерской продолжает жить эволюционный проект «Сад», начатый режиссером еще на стыке прошлых десятилетий.
«Сад» обрастает пространством инсталляций, ритуалов, текстами...» («Театральная жизнь»).
Об идее создания спектакля по «Вишневому саду» сам режиссер говорил: «пространство последней чеховской пьесы, написанной между жизнью и смертью и насыщенной огромной зоной предсказаний. Эти предсказания прочитывались всегда достаточно однозначно... тема пьесы определялась как прощание с красотой, потеря красоты человечеством... основа нашей работы строилась на мифе, легенде о неуничтожимом саде». («Т.Ж»). Последней по времени работой явилась первая в России полная постановка 1-й части «Фауста» Гете, премьера которой состоялась в конце апреля 1999 г. Сейчас Б. Юхананов преподает в РАТИ (Российской академии театрального искусства, бываем ГИТИСе), у него третий актерско-режиссерский курс. Попасть учиться в его мастерскую практически невозможно.
А в Вильнюсе режиссер увлеченно работает над «Недорослем». Для него это первая встреча с коллективом театра, хотя Б. Юхананов прекрасно знает спектакли Эймунтаса Някрошюса, увлеченно рассказывает о театре Юозаса Мильтиниса и последней работе Оскараса Коршуноваса.
Почти каждая репетиция Б. Юхананова в Русском драматическом театре Литвы превращается в захватывающую лекцию не только об истории данной пьесы, о ее глубинной сущности, не только о природе театра, но и приводит к глубоким философским размышлениям.
На вопрос журналиста, к какому из театральных поколений он себя относит, режиссер ответил:
- Я себя ни к какому поколению не отношу. Дело в том, что конец века вырвал нас из контекста локального времени. Мы обнаруживаем себя среди культуры и времени отдельно. Нам уже не приходится никого выражать. Мы заново открываем для себя театр во всей его полноте. В этом смысле я не ангажирован каким-либо поколением, никаким художественным стилем.
Постмодернистская революция принесла адекватность. Мы избавились от иллюзий. И заново различили вкус к театру, к театру как таковому, к театру целиком, со всей той полнотой, с его многовековой культурой, с его мистериальными корнями.
Постмодернистская эпоха осталась за спиной, благодаря чему сейчас можно различить прекрасные русские пьесы – пьесы художественного репертуара.
Естественно, меня интересуют узловые пьесы. Фонвизин относится к тем мастерам, которые сумели так кристаллизовать время, что остались на все времена.