Сверлийцы (Электротеатр Станиславский/Fancy Music)
Александр Волков | Контр@банда | 23 марта 2016Оригинал

Сверлийцы (Электротеатр Станиславский/Fancy Music)

В Москве в Электротеатре Станиславский вновь (30, 31 марта; 3, 4 апреля; 8, 9 апреля; 11, 12 апреля; 14 апреля) пройдёт уникальный оперный сериал «Сверлийцы». Перед началом спектаклей, слушаем альбомы, концептуально оформленные CD с записью этого сюрреалистического и креативного, фантастического и фэнтезийного зрелища.

Жанр «Сверлийцев» - «Оперный сериал в пяти вечерах и шести композиторах» по роману-опере Бориса Юхананова. Проект уникален, слова плохо описывают масштаб фэнтезийной Сверлии - «мира, который гибнет, но никак не может погибнуть». В создании сериала, в котором за пять вечеров прозвучат шесть опер, приняли участие современные российские композиторы Дмитрий Курляндский, Борис Филановский, Алексей Сюмак, Сергей Невский, Алексей Сысоев и Владимир Раннев. Исполняют произведение музыканты МАСМ, вокальные ансамбли Questa Musica и N'Caged, объединенные под управлением Филиппа Чижевского. Музыка доступна в сети, но и своевременно издана на носителях.

Увертюра занимает более двух часов, это - два альбома, две серии сериала (!). История притворяется сказкой, рассказанной перед сном, космогония и футурология становятся естественными и очевидными. Звучат объяснения, задача которых - запутать «простого» человека. Во время спектакля в голове у обывателя может стать зябко и ветрено. Герои - «постоянно метаморфирующая» раса, в сознании сталкиваются реформатирование галактических систем и Цивилизация Сверла, нейроимпланты и сканирование сознания,   Последний Сверлёныш, Молчаливый Гондольер, незримый хор, освободительная дрель и раса Простигоподи, принявшая облик людей.

Музыка то создает эмбиентный туман, который почему-то хочется назвать весёлым, но от него остается недоброе предчувствие, то становится тревожной и болезненной, то бурной и резкой, то  медитативной и неспешной,  но это не успокоение, а почти хоррор. Слушание заставляет дофантазировать удивительную сценографию, что возвращает к искусству чтения без картинок, созданию индивидуальных образов.

Коварен финал, когда истаивающие вокальные упражнения разрывются индустриально-резкими выстрелами-ударами. Мало кто не вздрогнет при этом и начнёт мучительно ждать следующего удара. Начавшись, как интеллигентная сказка, рассказ заканчивается постапокалипсисом, почти продолжением пинкфлойдовской «Стены» и… тишиной. Прощаясь, действие словно отдаляется от зрителя, делает события игрушечными, герои уплывают на гондоле, фонограмма будто тает.

Опера - попытка создать чистое искусство, непривязанное и несоотнесённое с привычками и трендами. Слушатели тут должны быть, как дети, нравится это кому-то «взрослому» или нет. Сериальность, замена логики развития необходимостью продолжать, становится серьезной болезнью цивилизации, но тут она – скорее приманка. Человека уводят от мировоззренческих клише, которые в «реальности» не менее фантасмагоричны. Создавая иллюзорную треш-вселенную, творцы убивают ложную актуальность и ловят, хочется верить, неумирающие звуки, чувства и мысли.

Создать фэнтезийный мир только звуком, без действа, у издания получилось. Записи не всегда передают полноценное ощущение от постановки, но масштаб события сохраняют и даже подчёркивают. Не будем возражать против цифровой подачи этой информации, она – плоть от плоти этого века, она приходит в мозг разными путями и зависит не от кондиций фонограммы, а от готовности человека её воспринимать. Показалось также, что пять сюрреалистично оформленных диджипаков, просятся быть убранными в какую-то одну, хитроспроектированную коробку, упаковку-головоломку. Реальные альбомы - на CD продаются только в  Электротеатре, который становится порталом в Сверлию, пропуском мозга в альтернативу, направлением развития.