Биография

Мистерия в Кратово. Фото: Максим Столповский, 1990
Мистерия в Кратово. Фото: Максим Столповский, 1990

Борис Юхананов – театральный и кинорежиссёр, теоретик и педагог, который за один сезон превратил бывший Драматический театр имени К.С. Станиславского в Электротеатр Станиславский, одну из наиболее заметных площадок Москвы. С целью создания нового режиссёрского театра он пригласил для работы европейских мастеров разных направлений – Теодороса Терзопулоса, Ромео Кастеллуччи, Хайнера Гёббельса; в то же время как постановщик создает новаторские театральные работы, размывающие границы между оперой и драмой. Открывшись после реконструкции, Электротеатр в первый сезон (2015-2016) выпустил 14 премьер, которые были созданы 11 разными по стилю режиссёрами.

Юхананов окончил легендарный режиссёрский курс под руководством Анатолия Эфроса и Анатолия Васильева в ГИТИСе в 1986 году. Он был ассистентом Эфроса на постановке шекспировской «Бури» (1983) и ассистировал Анатолию Васильеву на его знаменитом спектакле «Серсо» (1983-1985) по пьесе Виктора Славкина.

Создатель первой в СССР независимой театральной группы «Театр Театр» (1985). Автор фильмов: «Видеороман в 1000 кассет. Сумасшедший принц» (1986–1993), «Неуправляемый ни для кого» (1995), «Да! Дауны...» (1997), «Назидание» (2017) и других. Был соорганизатором Санкт-Петербургского Маленького Балета, первой городской частной балетной компании.

Борис Юхананов был ключевой фигурой художественного андеграунда середины 1980-х годов и одним из участников движения «параллельное кино», направления, сформировавшегося в противоположность официальному советскому кино и известного под брендом СИНЕ ФАНТОМ. СИНЕ ФАНТОМ создавал независимые фильмы, которые быстро привлекли внимание международного киносообщества, демонстрировались на зарубежных и отечественных фестивалях, а также издавал одноименный журнал, оказавший большое влияние на независимую культуру 80-90-х годов ХХ века.

Борис Юхананов преподаёт режиссуру с 1980-х: в 1988 году основал Мастерскую индивидуальной режиссуры (МИР). Цель этой независимой образовательной организации – преподавание режиссуры как универсальной профессии. Первым большим проектом, выросшим из МИРа, стал «Сад» (1990-2001) – постоянно развивающийся театральный проект по пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад». Он был сыгран на фестивале Михаила Чехова в Лондоне в 1994 году и Fringe Festival в Эдинбурге в 1995 году.

Юхананов поставил более 40 спектаклей в Москве, Санкт-Петербурге, Амстердаме, Вильнюсе, Виченце и других городах.

В 2013 году Борис Юхананов возглавил бывший Московский драматический театр им. К.С. Станиславского, выиграв открытый творческий конкурс, организованный Департаментом культуры города Москвы. Впервые в русской истории крупный государственный театр в центре Москвы был доверен художнику с настолько богатым опытом в андеграундной и контр-культуре.

Юхананов полностью перестроил здание театра на Тверской 23, при этом максимально заботясь о сохранении исторического наследия и оригинальных архитектурных элементов. Театр был переименован в Электротеатр Станиславский и открыт для публики 26 января 2015 года спектаклем Теодороса Терзопулоса «Вакханки». За этим последовала работа Ромео Кастеллуччи «Человеческое использование человеческих существ», Хайнера Гёббельса «Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой» и спектакли Юхананова: пятидневный оперный сериал «Сверлийцы», трёхдневная «Синяя птица» по пьесе Мориса Метерлинка и воспоминаниям старейших актеров театра, двухчастный спектакль «Стойкий принцип» по произведениям «Стойкий принц» Педро Кальдерона и «Пир во время чумы» Александра Пушкина, «Галилео. Опера для скрипки и ученого» и новопроцессуальные проекты: пятидневный – «Золотой осел. Разомкнутое пространство работы» и шестидневный – «Орфические игры. Панк-макраме».

В июне 2017 года в Амстердаме состоялась премьера оперы «Октавия. Трепанация» – совместного проекта Электротеатра и Holland festival. Для либретто режиссер взял за основу фрагменты пьесы Сенеки об императоре Нероне и эссе Льва Троцкого о Ленине, а композитор Дмитрий Курляндский создал сложную музыкальную партитуру на основе социалистических гимнов и записей речей Ленина. Премьерные показы состоялись 15 и 16 июня 2017 в рамках основной программы Holland festival на сцене театра Muziekgebouw в Амстердаме. Опера исполнялась на разных сценических площадках мира. С 5 по 8 октября 2017 года в итальянском городе Виченца на сцене легендарного Teatro Olimpico прошло четыре показа – в этих спектаклях сценографически была обыграна уникальная архитектура театрального здания, спроектированного Андреа Палладио в XVI веке.

Самым масштабным и радикальным по своей композиции, составу и идее стал проект Бориса Юхананова и его учеников из «МИР-5» по мифу об Орфее и пьесам Жана Кокто и Жана Ануя – «Орфические игры. Панк-макраме». Единое произведение из 33 актов, расположенных в 12 спектаклях по принципу фресок, пролегают в одном пространстве и не подвластны тотальному зрительскому взгляду. Шесть дней на Основной сцене Электротеатра разворачивалась разнородно устроенная композиция из множества фрагментов, сочиненных молодыми режиссерами из «МИР-5» и вступивших друг с другом в сложные взаимоотношения. Зритель «Орфических игр» совершает путешествие не только по пространству мифа, но и по современному театру в самых разных его проявлениях. Существенной частью проекта является работа современных композиторов – Дмитрия Курляндского, Владимира Горлинского, Кирилла Широкова и Федора Софронова, создавших для спектакля уникальную акустическую среду. «Орфические игры», по сути, показывают разноголосие современных художников – стилистическое, содержательное и поколенческое.

В настоящий момент Юхананов работает над мистерией «Пиноккио», которая вскоре будет представлена в Электротеатре.

Эволюционные проекты (указан год начала работы над проектом)

1986 — «Сумасшедший принц»
1988 — МИР (Мастерская индивидуальной режиссуры)
1990 — «Сад»
1994 — «Здравствуй и прощай, Дон Жуан»
1994 — «Дауны комментируют мир»
1996 — «Фауст»
1998 — «Дворец»
1998 — «Новое пространство театральных коммуникаций»
1998 — «Кристалл»
2000 — «Театр и Его дневник»
2002 — «ЛабораТОРИЯ»
2002 — ЛАР (Лаборатория ангелической режиссуры)
2007 — «Голем»

2007 — «Назидание»
2009 — «Сверлийцы»
2014 — «Золотой осел»
2018 — «Орфические игры. Панк-макраме»

Театральные постановки

1986 — «Хохороны» на основе произведений Чехова, Уильямса, Славкина, газетных статей (в Санкт-Петербурге).
1986 — «Мон Репо» на основе произведений Набокова, Бродского, Мольера и оригинальной легенды Юхананова и Харикова (Москва — Санкт-Петербург).
1986 — «Мизантроп» по пьесе Мольера (Москва — Санкт-Петербург).
1987 — «СПИД во время чумы». Театральный перформанс. «Театр Театр», «Пост-Театр».
1987 — «Вертикальный взлет» в сотрудничестве с группой «Чемпионы мира» (Москва).
1988 — «Наблюдатель» по пьесе Алексея Шипенко, премьера в театре «Метрополь», в программе Berlin Festspiele (Западный Берлин). 1987 в театре «Школа драматического искусства» (Москва).
1989 — «Октавия» на основе произведений Сенеки, Льва Троцкого (Москва).
1990 — «Принципы Чучхе», МИР-2 (Москва).
1990 — «Сад: 1-я регенерация», МИР-2, Мистерия в Кратово (пригород Москвы).
1990 — «Ч/Б», МИР-2 (Москва).
1991 — «Сад: 1-я регенерация», МИР-2, галерея «Оранжерея» (Москва).
1992—1993 — «Сад: 2-я регенерация», МИР-2, пятидневная программа в здании московского детского сада.
1993 — Балет «Цикады». Театр «Санкт-Петербургский маленький балет», балетмейстер-постановщик А. Кузнецов-Вечеслов. Премьера в Эрмитажном Императорском театре (Санкт-Петербург).
1994 — Балет «Три грезы». Театр «Санкт-Петербургский маленький балет», балетмейстер-постановщик А. Кузнецов-Вечеслов. Премьера в Эрмитажном Императорском театре (Санкт-Петербург).
1994 — «Сад: 3-я регенерация», МИР-2, премьера состоялась в Майкл Холл, Форест Роу, Лондон, фестиваль-семинар Михаила Чехова, спектакль был показан в «Саусворк Плейхауз», Лондон; в театре «Школа драматического искусства» (Москва).
1995 — «Сад: 4-я регенерация», МИР-2, Центр Современного Искусства, г. Москва; премьера состоялась в Государственном Академическом Театре им. Моссовета; спектакль был показан в «Черч Хилл Театр», Эдинбургский фестиваль; на Международном фестивале «КУKART-95» (Санкт-Петербург).
1991—1996 — «Жанр, драматическая игра», МИР-2, премьера состоялась в галерее «Оранжерея», Москва; спектакль игрался в Детском Саду на Чеховской, в Центре современного искусства, в театре «Школа Драматического Искусства» (Москва).
1995—1996 — «Здравствуй и прощай, Дон Жуан» на основе пьесы Ж.-Б. Мольера, МИР-3, Центр современного искусства, Москва; премьера состоялась на Международном фестивале «КУKART-95», Санкт-Петербург; спектакль игрался в театре «Школа Драматического Искусства» (Москва).
1996 — «Чайка» по А. Чехову, МИР-2, театр «Школа драматического искусства» (Москва).
1996 — «Сад: 5-я регенерация», МИР-2, театр «Школа драматического искусства» (Москва).
1997 — «Сад: 6-я регенерация», фестиваль «Школа», Театр драмы и комедии (Киев).
1998 — Новомистериальный проект «Кристалл», Центр театрального искусства «ДАХ» (Киев).
1998 — Новомистериальный проект «Стойкий принц», актёрско-режиссёрский курс РАТИ (Москва).
1998 — «Сад: 7-я регенерация», МИР, премьера на фестивале «По направлению к школе» в рамках проекта «Сад», Театр-музей В. Высоцкого (Москва).
1998 — Королевская репетиция «[Дон Жуан]», МИР, премьера на фестивале «По направлению к школе» в рамках проекта «Дворец», Театр-музей В. Высоцкого (Москва).
1998 — «Маркиза де Сад» по Ю. Мисиме, МИР, премьера на фестивале «По направлению к школе» в рамках проекта «Дворец», Театр-музей В. Высоцкого (Москва).
1999 — «Фауст» по И. В. Гете, спектакль на фестивале «Пушкин и Гете», МТЮЗ, Москва. Премьера состоялась при дружеской поддержке Института Гете.
1999 — «Фауст: 2-я редакция». Российский Академический Молодежный Театр (Москва).
1999 — «Недоросль» по Д. И. Фонвизину, Русский Драматический Театр Литвы, Вильнюс. Участвовал во Втором Фестивале Русских Театров Стран СНГ и Балтии (Санкт-Петербург, 2000). В 2001 году был представлен в рамках Третьей Международной Театральной Олимпиады в Москве.
2001 — Работа над проектом «театр и Его дневник», включающим три направления: «Археология», «Стойкий Принц», «Ботмеровская гимнастика».
2001 — «Фауст» 3-я редакция. МИР и продюсерский центр «Позитив». Премьера 15 марта 2001 г. в Театре им. Станиславского (Москва) в рамках Третьей Международной Театральной Олимпиады.
2001 — «Сад: 8-я регенерация». Спектакль показан в театрально-культурном Центре им. Вс. Мейерхольда в рамках Третьей Международной Театральной Олимпиады (Москва).
2002 — Премьера 4-й редакции «Фауста» в театре им. Станиславского.
2002 — «Подсолнухи». Спектакль показан на фестивалях: «Балтийский дом», «Славянский базар», «Сибирский транзит», «Камерата» и др.
2003 — Премьера 5-й редакции «Фауста» в театре «Школа драматического искусства».
2004 — «Повесть о прямостоящем человеке». Театр «Школа драматического искусства».
2005 — «Диаспорическая симфония». ЛабораТория (Москва).
2005—2006 — «Марафон», ЛабораТОРИЯ (Москва).
2007—2011 — Спектакль-проект «ЛабораТория. Голем» (театр «Школа драматического искусства»). Показан на фестивалаях «Тикун Олам» (Вена, 2007) и «ГОГОЛЬfest» (Киев, 2008).
2009 — Премьера спектакля «Фауст» — 6-я редакция (театр «Школа драматического искусства»).
2013 — Премьера спектакля «Стойкий принцип» (совместная постановка театра «Школа драматического искусства» и МИР-4).
2015 — Трилогия «Синяя птица» по пьесе Мориса Метерлинка и воспоминаниям Владимира Коренева и Алефтины Константиновой. Премьера состоялась на сцене Электротеатра Станиславский.
2015 — Вторая редакция спектакля «Стойкий принцип» (Электротеатр Станиславский).
2015 — Оперный сериал «Сверлийцы» по роману Бориса Юхананова. Опера в пяти частях, партитуры для которых написали шесть композиторов: Дмитрий Курляндский, Борис Филановский, Сергей Невский, Алексей Сысоев, Алексей Сюмак и Владимир Раннев.
2016 — «Золотой осел. Разомкнутое пространство работы». Первые открытые показы совместного проекта Электротеатра и МИР-4 на сцене Электротеатра Станиславский.
2017 — «Галилео. Опера для скрипки и ученого». Партитура оперы, написанная пятью композиторами: Сергеем Невским, Кузьмой Бодровым, Дмитрием Курляндским, Кириллом Чернегиным и Павлом Кармановым, посвящена разным аспектам деятельности Галилея. Роль ученого в «Галилео. Опера для скрипки и ученого» исполняет российский физик и математик Григорий Амосов. Первая премьера Театрального двора Электротеатра Станиславский, открывшегося в июле 2017 года и представляющего из себя многофункциональную open-air площадку.
2017 — «Октавия. Трепанация». Совместный проект Электротеатра и Holland festival. Премьерные показы состоялись 15 и 16 июня 2017 в рамках основной программы фестиваля на сцене театра Muziekgebouw в Амстердаме.
2018 — «Орфические игры. Панк-макраме». Единое произведение в 33-х актах, размещенных в 12 спектаклях, подобно пространству из 12 залов, на стены которых нанесены 33 фрески. Первые показы прошли в Электротеатре с 15 по 20 мая.

Кино- и видеоработы

1983 — «Игрушка». Короткометражный фильм, 35 мм, оператор Владимир Брыляков.
1986 — «Особняк» 1-я глава видеоромана в 1000 кассет «Сумасшедший принц». В настоящее время готовится заключительная вариация.
1986 — «Обратная перспектива». По статье Павла Флоренского «Обратная перспектива». В настоящее время готовится заключительная вариация.
1986 — «Кафе». В настоящее время готовится заключительная вариация.
1987—2005 — «Игра в ХО» 2-я глава видеоромана в 1000 кассет «Сумасшедший принц».
1988—2005 — «Сумасшедший принц. Фассбиндер». 3-я глава видеоромана в 1000 кассет «Сумасшедший принц».
1988—2005 — «Гамлет» 4-я глава видеоромана в 1000 кассет «Сумасшедший принц». В настоящее время готовится заключительная вариация.
1988—2005 — «Сумасшедший принц. Эсфирь» 5-я глава видеоромана в 1000 кассет «Сумасшедший принц».
1988 — «Театр Театр». Платон. Диалоги.
1988 — «Сны королевы».
1988 — «Автопортрет». Вставная глава видеоромана в 1000 кассет «Сумасшедший принц».
1989 — «Фотограф». Вставная глава видеоромана в 1000 кассет «Сумасшедший принц».
1989 — «Кинг Конг».
1989 — «Интервью». Вставная глава видеоромана в 1000 кассет «Сумасшедший принц».
1989 — Фильм о «Театре Театре».
1989 — «Сумасшедший принц. Актёр» — 8 глава видеоромана в 1000 кассет «Сумасшедший принц». В настоящее время готовится заключительная вариация.
1989 — «Крылья» по роману Кузмина «Крылья», 9 глава видеоромана в 1000 кассет «Сумасшедший принц». В настоящее время готовится заключительная вариация.
1989 — «Октавия», 10 глава видеоромана в 1000 кассет «Сумасшедший принц». В настоящее время готовится заключительная вариация.
1989 — «Зоопарк».
1990 — «Сумасшедший принц. Годар», 11 глава видеоромана в 1000 кассет «Сумасшедший принц».
1990 — Фильм-спектакль «Кратово». В настоящее время готовится заключительная вариация.
1990 — Фильм-дайджест по Свободной Академии (включает в себя фильм о "Театре Театре).
1992 — «Сумасшедший принц. Никита», 12 глава видеоромана в 1000 кассет «Сумасшедший принц».
1995 — «Неуправляемый ни для кого», видеофильм.
1996 — Фильм-спектакль «Сад 5-я регенерация».
1997 — «Да! Дауны…», видеофильм.
1997 — «Дзенбоксинг»; продюсер, соавтор сценария художественного фильма.
2005 — Фильм-спектакль «Сад 8-я регенерация».
2007 — Документальная видеомистерия «Назидание» (начало работы над фильмом в 2007 году, дата премьеры уточняется).
2011 — «Branded» (в российском прокате — «Москва 2017»), кинофильм (США—Россия), исполнительный продюсер.
2011 — «Шапито-шоу» (режиссёр С. Лобан), продюсер.
2017 — «Назидание». Премьера состоялась в рамках 70-го международного кинофестиваля в Локарно (Швейцария).
2017 — «Тающий апокалипсис», трёхканальная видеоинсталляция в соавторстве с художником Еленой Коптяевой и композитором Дмитрием Курляндским на основе диалогов Бориса Юхананова с представителями современного театра: Ромео Кастеллуччи, Хайнера Гёббельса и Теодороса Терзопулоса.

Телевизионные постановки

1989 — Телепрограмма о независимом российском видео для венгерского телевидения.
1990 — «Поп-культура» — телешоу, Телекомпания «Мост», Россия.
1995 — «No budget» — специальная рубрика для телепрограммы «Кинематограф» (более 10 программ), ОРТ (1 канал).
1996 — «Москва XX век», 2-серийный художественно-документальный фильм по произведению А. Белого «Котик Летаев».
1999 — Проект «ИНДУКТИВНОЕ TV» «Народный сериал» продюсер, автор сценария, режиссёр.
2003 — «Голод», режиссёр-постановщик реалити-шоу. Берлин — Москва.
2008—2011 «Мистические путешествия», художественный руководитель, продюсер, канал «ТНТ».
Телероман «Назидание» (в процессе разработки).