Биография

Мистерия в Кратово. Фото: Максим Столповский, 1990
Мистерия в Кратово. Фото: Максим Столповский, 1990

Борис Юхананов – театральный и кинорежиссёр, теоретик и педагог, который за один сезон превратил бывший Драматический театр имени К.С. Станиславского в Электротеатр Станиславский, одну из наиболее заметных площадок Москвы. С целью создания нового режиссёрского театра он пригласил для работы европейских мастеров разных направлений – Теодороса Терзопулоса, Ромео Кастеллуччи, Хайнера Гёббельса; и в то же время ставит как режиссер новаторские театральные работы, размывающие границы между оперой и драмой. В первый год своего театрального существования (2015-2016) Электротеатр выпустил 14 премьер, которые были созданы 11 очень отличающимися по стилю режиссёрами.

Юхананов окончил легендарный режиссёрский курс под руководством Анатолия Эфроса и Анатолия Васильева в ГИТИСе в 1986 году. Он был ассистентом Эфроса на постановке шекспировской «Бури» (1983) и ассистировал Анатолию Васильеву на его знаменитом спектакле «Серсо» (1983-1985) по пьесе Виктора Славкина.

Создатель первой в СССР независимой театральной группы «Театр-Театр» (1985). Автор фильмов: «Видеороман в 1000 кассет. Сумасшедший принц» (1986–1993), «Неуправляемый ни для кого» (1995), «Да! Дауны...» (1997), «Назидание» (2017) и других. Был соорганизатором Санкт-Петербургского Маленького Балета, первой городской частной балетной компании.

Борис Юхананов был ключевой фигурой художественного андеграунда в середине 1980-х годов и одним из участников движения, получившего название «параллельное кино» в противоположность официальному советскому кино и известного под брендом СИНЕ ФАНТОМ. СИНЕ ФАНТОМ создавал независимые фильмы, которые быстро привлекли внимание международного киномира и показывались как в рамках зарубежных фестивалей, а также издавал свой журнал СИНЕ ФАНТОМ, и это сильно повлияло на ситуацию независимой творческой культуры.

Борис Юхананов преподаёт режиссуру с 80-х: в 1988 году основал Мастерскую Индивидуальной Режиссуры (МИР). Цель этой независимой образовательной организации – преподавание режиссуры как универсальной профессии. Первым большим проектом, выросшим из МИРа, стал «Сад» (1990-2001) – постоянно развивающийся театральный проект по пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад». Он был сыгран на фестивале Михаила Чехова в Лондоне в 1994 году и Fringe Festival в Эдинбурге в 1995 году.

Юхананов поставил более 40 спектаклей в Москве, Санкт-Петербурге, Амстердаме, Вильнюсе, Виченце и других городах.

В 2013 году Борис Юхананов возглавил бывший Московский драматический театр им. К.С. Станиславского, выиграв открытый творческий конкурс, организованный Департаментом культуры города Москвы. Впервые в русской истории крупный государственный театр в центре Москвы был доверен художнику с настолько богатым опытом в андеграундной и контр-культуре.

Юхананов полностью перестроил здание театра на Тверской 23, при этом максимально заботясь о сохранении исторического наследия и оригинальных архитектурных элементов. Театр был переименован в Электротеатр Станиславский и открыт для публики 26 января 2015 года спектаклем Теодороса Терзопулоса «Вакханки». За этим последовала работа Ромео Кастеллуччи «Человеческое использование человеческих существ», Хайнера Гёббельса «Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой» и спектакли Юхананова: грандиозный пятидневный оперный сериал «Сверлийцы», трёхдневная «Синяя птица» по пьесе Мориса Метерлинка и воспоминаниям старейших актеров театра, а также спектакль «Стойкий принцип» по произведениям «Стойкий принц» Педро Кальдерона и «Пир во время чумы» Александра Пушкина, пятидневный новопроцессуальный проект «Золотой осел. Разомкнутое пространство работы» и опера «Галилео».

В июне 2017 года в Амстердаме состоялась премьера оперы «Октавия. Трепанация» – совместного проекта Электротеатра и Holland festival, известного международного фестиваля. Почти сразу «Октавия...» отправилась в мировой тур. В октябре в итальянском городе Виченца на сцене легендарного Teatro Olimpico прошло четыре показа, которые стали особенными благодаря уникальной архитектуре театра, спроектированного Андреа Палладио в XVI веке.

В настоящий момент Юхананов работает с МИР-5 над новопроцессуальным проектом «Орфические игры», а также вскоре представит в Электротеатре мистерию «Пиноккио».