Биография

Мистерия в Кратово. Фото: Максим Столповский, 1990
Мистерия в Кратово. Фото: Максим Столповский, 1990

Борис Юхананов – театральный и кинорежиссёр, теоретик и педагог, который за один сезон превратил бывший Драматический театр имени К. С. Станиславского в Электротеатр Станиславский, одну из наиболее заметных площадок Москвы. Для создания нового режиссёрского театра он пригласил европейских мастеров разных направлений – Теодороса Терзопулоса, Ромео Кастеллуччи, Хайнера Гёббельса; в то же время как постановщик создает новаторские театральные работы, размывающие границы между оперой и драмой. С момента открытия в 2015 году Электротеатр выпустил уже более 45 премьер.

Юхананов окончил легендарный режиссёрский курс под руководством Анатолия Эфроса и Анатолия Васильева в ГИТИСе в 1986 году. Он был ассистентом Эфроса на постановке шекспировской «Бури» (1983) и ассистировал Анатолию Васильеву на его знаменитом спектакле «Серсо» (1983-1985) по пьесе Виктора Славкина.

Создатель первой в СССР независимой театральной группы «Театр Театр» (1985). Автор фильмов: «Видеороман в 1000 кассет. Сумасшедший принц» (1986–1993), «Неуправляемый ни для кого» (1995), «Да! Дауны...» (1997), «Назидание» (2017) и других. Был соорганизатором Санкт-Петербургского Маленького Балета, первой городской частной балетной компании.

Борис Юхананов был ключевой фигурой художественного андеграунда середины 1980-х годов и одним из участников движения «параллельное кино», направления, сформировавшегося в противоположность официальному советскому кино и известного под брендом СИНЕ ФАНТОМ. СИНЕ ФАНТОМ создавал независимые фильмы, которые быстро привлекли внимание международного киносообщества, демонстрировались на зарубежных и отечественных фестивалях, а также издавал одноименный журнал, оказавший большое влияние на независимую культуру 80-90-х годов ХХ века.

Борис Юхананов преподаёт режиссуру с 1980-х: в 1988 году основал Мастерскую индивидуальной режиссуры (МИР). Цель этой независимой образовательной организации – преподавание режиссуры как универсальной профессии. Первым большим проектом, выросшим из МИРа, стал «Сад» (1990-2001) – постоянно развивающийся театральный проект по пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад». Он был сыгран на фестивале Михаила Чехова в Лондоне в 1994 году и Fringe Festival в Эдинбурге в 1995 году.

Юхананов поставил более 70 спектаклей в Москве, Санкт-Петербурге, Амстердаме, Вильнюсе, Виченце и других городах.

В 2013 году Борис Юхананов возглавил бывший Московский драматический театр им. К.С. Станиславского, выиграв открытый творческий конкурс, организованный Департаментом культуры города Москвы. Впервые в русской истории крупный государственный театр в центре Москвы был доверен художнику с настолько богатым опытом в андеграундной и контр-культуре.

Юхананов полностью перестроил здание театра на Тверской 23, при этом максимально заботясь о сохранении исторического наследия и оригинальных архитектурных элементов. Театр был переименован в Электротеатр Станиславский и открыт для публики 26 января 2015 года спектаклем Теодороса Терзопулоса «Вакханки». За этим последовала работа Ромео Кастеллуччи «Человеческое использование человеческих существ», Хайнера Гёббельса «Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой» и спектакли Юхананова: пятидневный оперный сериал «Сверлийцы», трёхдневная «Синяя птица» по пьесе Мориса Метерлинка и воспоминаниям старейших актёров театра, двухчастный спектакль «Стойкий принцип» по произведениям «Стойкий принц» Педро Кальдерона и «Пир во время чумы» Александра Пушкина, «Галилео. Опера для скрипки и ученого» и новопроцессуальные проекты: пятидневный – «Золотой осел. Разомкнутое пространство работы» и шестидневный – «Орфические игры. Панк-макраме».

В июне 2017 года в Амстердаме состоялась премьера оперы «Октавия. Трепанация» – совместного проекта Электротеатра и Holland festival. Для либретто режиссёр взял за основу фрагменты пьесы Сенеки об императоре Нероне и эссе Льва Троцкого о Ленине, а композитор Дмитрий Курляндский создал сложную музыкальную партитуру на основе социалистических гимнов и записей речей Ленина. Премьерные показы состоялись 15 и 16 июня 2017 в рамках основной программы Holland festival на сцене театра Muziekgebouw в Амстердаме. Опера исполнялась на разных сценических площадках мира. С 5 по 8 октября 2017 года в итальянском городе Виченца на сцене легендарного Teatro Olimpico прошло четыре показа – в этих спектаклях сценографически была обыграна уникальная архитектура театрального здания, спроектированного Андреа Палладио в XVI веке.

Самым масштабным и радикальным по своей композиции, составу и идее стал проект Бориса Юхананова и его учеников из «МИР-5» по мифу об Орфее и пьесам Жана Кокто и Жана Ануя – «Орфические игры. Панк-макраме». Единое произведение из 33 актов, расположенных в 12 спектаклях по принципу фресок, пролегают в одном пространстве и не подвластны тотальному зрительскому взгляду. Шесть дней на Основной сцене Электротеатра разворачивалась разнородно устроенная композиция из множества фрагментов, сочиненных молодыми режиссёрами из «МИР-5» и вступивших друг с другом в сложные взаимоотношения. Зритель «Орфических игр» совершает путешествие не только по пространству мифа, но и по современному театру в самых разных его проявлениях. Существенной частью проекта является работа современных композиторов – Дмитрия Курляндского, Владимира Горлинского, Кирилла Широкова и Федора Софронова, создавших для спектакля уникальную акустическую среду. «Орфические игры», по сути, показывают разноголосие современных художников – стилистическое, содержательное и поколенческое.

В ноябре 2019 года на сцене Электротеатра состоялась премьера диптиха «Пиноккио». Сюжет знаменитой итальянской сказки Карло Коллоди лег в основу пьесы современного драматурга Андрея Вишневского. Юхананов и Вишневский окружили проект созданной ими «пиномифологией», центром которой стал «близнечный миф». Этот древний жанр в спектакле воплощен в «раздвоении» главного героя: роль Пиноккио исполняют одновременно две актрисы: Светлана Найдёнова и Мария Беляева. Персонаж проходит большой путь, умирает и возрождается, постигает тайну волшебного леса и искушение театром Манджафокко. Сценография была разработала в шестидесяти вариантах, задействовано более ста пятидесяти костюмов, репетиции длились почти три года. В диптихе «Пиноккио» занята вся труппа театра.

В феврале 2024 года в прокат выходит фильм Бориса Юхананова «Безумный ангел Пиноккио» (проект «Театр HD» в сети кинотеатров КАРО), сделанный на основе двух спектаклей — «Пиноккио. Лес» и «Пиноккио. Театр». В фильме, снятом оператором Александром Ильховским, сказка превращается в философское фэнтези. Кинотриптих представляет из себя самостоятельное произведение, сохраняющее смысл и нюансы спектакля, но переводящее его эстетику на киноязык во всей красоте технического совершенства. История о путешествующем сквозь миры Пиноккио, которого в фильме играет актриса Мария Беляева, дает зрителю магический опыт погружения в наивную и одновременно сложную, как и сам главный герой, реальность.

Борис Юхананов: «Путь Пиноккио — это путь ангелической души, попадающей в срединный мир, то есть мир, в котором человеческое вытеснено нечеловеческим».

В сентябре 2021 года в немецком городе Котбус состоялась премьера «Катабасис. Бесы» / «Catabasis. Dämonen». Борис Юхананов поставил спектакль с немецкими актерами по мотивам романа Ф. М. Достоевского "Бесы". В качестве одного из "авторов" была использована нейросеть. Помимо Бориса Юхананова над спектаклем работала постановочная группа Электротеатра Станиславский: композитор Дмитрий Курляндский, дизайнер и сценограф Степан Лукьянов, художник по костюмам Анастасия Нефедова, хореограф Андрей Кузнецов-Вечеслов, драматург и переводчик Ольга Федянина. Постановка в театре Котбуса стала частью проекта "Катабасис. Бесы", к которому Юхананов приступил в период пандемии весной 2020 года. Проект начался с инсталляции "Чемоданы Бориса Юхананова".

В октябре 2022 года Борис Юхананов вместе с МИР-6 представил масштабный новопроцессуальный проект "МИР РИМ" по «римским трагедиям» Шекспира — «Юлий Цезарь», «Антоний и Клеопатра», «Тит Андроник» и «Кориолан» — объединенным в сочинение из 21 спектакля. "МИР РИМ" состоит из трех частей: Подмостки (11 вечеров), Дорога (4 вечера) и Элизиум (6 вечеров). Вместе с выпускниками МИР в проекте приняли участие и художники Школы дизайна НИУ ВШЭ под руководством Анастасии Нефедовой. Борис Юхананов и художник Иван Кочкарев сочинили композицию, собирающую воедино 21 постановку. Всего в проекте задействовано 120 человек.

19 октября 2024 года на фестивале «Каро. Арт» состоялась премьера кинодиптиха «Интегральное исчисление». Две части фильма: «Узоры Интеграла» и «Гелиогабал» продолжили новопроцессуальный проект МИР РИМ.

Театральные постановки

1986 — «Мизантроп» по пьесе Мольера (Москва — Санкт-Петербург).
1986 — «Монрепо» на основе произведений Набокова, Бродского, Мольера и оригинальной легенды Юхананова и Харикова (Москва — Санкт-Петербург).
1986 — «Хохороны» на основе произведений Чехова, Уильямса, Славкина, газетных статей (Санкт-Петербург).
1987 — «СПИД во время чумы». Театральный перформанс. «Театр Театр», «Пост-Театр».
1987 — «Вертикальный взлет» в сотрудничестве с группой «Чемпионы мира» (Москва).
1988 — «Наблюдатель» по пьесе Алексея Шипенко, премьера в театре «Метрополь», в программе Berlin Festspiele (Западный Берлин). 1987 состоялись открытые репетиции в театре «Школа драматического искусства» (Москва).
1989 — «Октавия» на основе произведений Сенеки, Льва Троцкого (Москва).
1990 — «Принцип Чучхе», МИР-2 (Москва).
1990 — «Сад: 1-я регенерация», МИР-2, Мистерия в Кратово (пригород Москвы).
1990 — «Ч/Б», МИР-2 (Москва).
1991 — «Сад: 1-я регенерация», МИР-2, галерея «Оранжерея» (Москва).
1992—1993 — «Сад: 2-я регенерация», МИР-2, пятидневная программа в здании московского детского сада.
1993 — Балет «Цикады». Театр «Санкт-Петербургский маленький балет», балетмейстер-постановщик А. Кузнецов-Вечеслов. Премьера в Эрмитажном Императорском театре (Санкт-Петербург).
1994 — Балет «Три грезы». Театр «Санкт-Петербургский маленький балет», балетмейстер-постановщик А. Кузнецов-Вечеслов. Премьера в Эрмитажном Императорском театре (Санкт-Петербург).
1994 — «Сад: 3-я регенерация», МИР-2, премьера состоялась в «Майкл Холл», Форест Роу (Лондон), фестиваль-семинар Михаила Чехова, спектакль был показан в «Саусворк Плейхауз» (Лондон); в театре «Школа драматического искусства» (Москва).
1995 — «Сад: 4-я регенерация», МИР-2, Центр Современного Искусства (Москва); премьера состоялась в Государственном Академическом Театре им. Моссовета; спектакль был показан в «Черч Хилл Театр», Эдинбургский фестиваль; на Международном фестивале «КУKART-95» (Санкт-Петербург).
1991—1996 — «Жанр, драматическая игра», МИР-2, премьера состоялась в галерее «Оранжерея» (Москва); спектакль игрался в Детском Саду на Чеховской, в Центре современного искусства, в театре «Школа Драматического Искусства» (Москва).
1995—1996 — «Здравствуй и прощай, Дон Жуан» на основе пьесы Ж.-Б. Мольера, МИР-3, Центр современного искусства, Москва; премьера состоялась на Международном фестивале «КУKART-95», Санкт-Петербург; спектакль игрался в театре «Школа Драматического Искусства» (Москва).
1996 — «Чайка» по А. Чехову, МИР-2, театр «Школа драматического искусства» (Москва).
1996 — «Сад: 5-я регенерация», МИР-2, театр «Школа драматического искусства» (Москва).
1997 — «Сад: 6-я регенерация», фестиваль «Школа», Театр драмы и комедии (Киев).
1998 — Новомистериальный проект «Кристалл», Центр театрального искусства «ДАХ» (Киев).
1998 — Новомистериальный проект «Стойкий принц», актёрско-режиссёрский курс РАТИ (Москва).
1998 — «Сад: 7-я регенерация», МИР, премьера на фестивале «По направлению к школе» в рамках проекта «Сад», Театр-музей В. Высоцкого (Москва).
1998 — Королевская репетиция «Дон Жуан», МИР, премьера на фестивале «По направлению к школе» в рамках проекта «Дворец», Театр-музей В. Высоцкого (Москва).
1998 — «Маркиза де Сад» по Ю. Мисиме, МИР, премьера на фестивале «По направлению к школе» в рамках проекта «Дворец», Театр-музей В. Высоцкого (Москва).
1999 — «Фауст» по И. В. Гете, спектакль на фестивале «Пушкин и Гете», МТЮЗ, Москва. Премьера состоялась при поддержке Гёте-Института.
1999 — «Фауст: 2-я редакция». Российский Академический Молодежный Театр (Москва).
1999 — «Недоросль» по Д. И. Фонвизину, Русский Драматический Театр Литвы, Вильнюс. Участвовал во Втором Фестивале Русских Театров Стран СНГ и Балтии (Санкт-Петербург, 2000). В 2001 году был представлен в рамках Третьей Международной Театральной Олимпиады в Москве.
2001 — Работа над проектом «Театр и его дневник», включающим три направления: «Археология», «Стойкий Принц», «Ботмеровская гимнастика».
2001 — «Фауст» 3-я редакция. МИР и продюсерский центр «Позитив». Премьера 15 марта в Театре им. Станиславского (Москва) в рамках Третьей Международной Театральной Олимпиады.
2001 — «Сад: 8-я регенерация». Спектакль показан в театрально-культурном Центре им. Вс. Мейерхольда в рамках Третьей Международной Театральной Олимпиады (Москва).
2002 — Премьера 4-й редакции «Фауста» в МДТ им. Станиславского.
2002 — «Подсолнухи». Спектакль показан на фестивалях: «Балтийский дом» (Санкт-Петербург), «Славянский базар» (Витебск), «Сибирский транзит» (Иркутск), «Камерата» (Челябинск) и др.
2003 — Премьера 5-й редакции «Фауста» в театре «Школа драматического искусства».
2004 — «Повесть о прямостоящем человеке». Театр «Школа драматического искусства».
2005 — «Диаспорическая симфония». ЛабораТОРИЯ (Москва).
2005—2006 — «Марафон», ЛабораТОРИЯ (Москва).
2007—2011 — Спектакль-проект «ЛабораТОРИЯ. Голем» (театр «Школа драматического искусства»). Показан на фестивалаях «Тикун Олам» (Вена, 2007) и «ГОГОЛЬfest» (Киев, 2008).
2009 — Премьера спектакля «Фауст» — 6-я редакция (театр «Школа драматического искусства»).
2013 — Премьера двухчастного спектакля «Стойкий принцип» (совместная постановка театра «Школа драматического искусства» и МИР-4).
2015 — Трилогия «Синяя птица» по пьесе Мориса Метерлинка и воспоминаниям Владимира Коренева и Алефтины Константиновой. Премьера состоялась на сцене Электротеатра Станиславский (Москва).
2015 — Вторая редакция спектакля «Стойкий принцип» (Электротеатр Станиславский).
2015 — Оперный сериал «Сверлийцы» по роману Бориса Юхананова. Опера в пяти частях, музыку для которых написали шесть композиторов: Дмитрий Курляндский, Борис Филановский, Сергей Невский, Алексей Сысоев, Алексей Сюмак и Владимир Раннев. На сцене Электротеатра Станиславский.
2016 — «Золотой осел. Разомкнутое пространство работы». Первые показы совместного проекта Электротеатра и МИР-4 на сцене Электротеатра Станиславский.
2017 — «Октавия. Трепанация». Совместный проект Электротеатра и Holland festival. Премьерные показы состоялись 15 и 16 июня в рамках основной программы фестиваля на сцене театра Muziekgebouw в Амстердаме. В октябре 2017 года опера была показана в итальянском городе Виченца на сцене Teatro Olimpico.
2017 — «Галилео. Опера для скрипки и ученого». Партитура оперы, написанная пятью композиторами: Сергеем Невским, Кузьмой Бодровым, Дмитрием Курляндским, Кириллом Чернегиным и Павлом Кармановым, посвящена разным аспектам деятельности Галилея. Роль ученого в «Галилео. Опера для скрипки и ученого» исполняет российский физик и математик Григорий Амосов. Первая премьера Театрального двора Электротеатра Станиславский, открывшегося в июле 2017 года и представляющего из себя многофункциональную open-air площадку.
2018 — «Орфические игры. Панк-макраме». Единое произведение в 33-х актах, размещенных в 12 спектаклях, подобно пространству из 12 залов, на стены которых нанесены 33 фрески. Премьера состоялась в мае на сцене Электротеатра Станиславский.
2019 — «Октавия. Трепанация». Российская премьера оперы Бориса Юхананова и Дмитрия Курляндского состоялась 17, 18, 19 октября на сцене Электротеатра Станиславский в рамках фестиваля «Территория».
2019 — «Пиноккио». Диптих по пьесе Андрея Вишневского идет в два вечера: «Лес» и «Театр». Премьера состоялась на сцене Электротеатра Станиславский в рамках фестиваля NET (Новый европейский театр) с 21 по 24 ноября.
2021 — «Катабасис. Бесы» по роману Ф. М. Достоевского «Бесы». Премьера состоялась на сцене театра города Котбус (Германия)
2021 — «Синяя птица. Реквием». Новая редакция трилогии «Синяя птица», посвящение Владимиру Кореневу.
2022 — «МИР РИМ», новопроцессуальный проект Бориса Юхананова и Мастерской индивидуальной режиссуры (МИР-6) по «римским трагедиям» Шекспира — «Юлий Цезарь», «Антоний и Клеопатра», «Тит Андроник» и «Кориолан» — объединенным в сочинение из 21 спектакля.
2022 — опера «Нонсенсорики Дримса». Проект по тексту поэмы Бориса Юхананова из четырех опер современных композиторов: Дарьи Звездиной, Александра Белоусова, Владимира Горлинского и Кирилла Широкова.
2023 — спектакль-променад «Книга висячих садов», российская премьера сценической версии вокального цикла Арнольда Шенберга на стихи Стефана Георге. В рамках выставки «Всеобщий язык» Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Новопроцессуальные (эволюционные) проекты

Указан год начала работы над проектом

1986 — «Сумасшедший принц»
1988 — МИР (Мастерская индивидуальной режиссуры)
1990 — «Сад»
1994 — «Здравствуй и прощай, Дон Жуан»
1994 — «Дауны комментируют мир»
1996 — «Фауст»
1998 — «Дворец»
1998 — «Новое пространство театральных коммуникаций»
1998 — «Кристалл»
2000 — «Театр и его дневник»
2002 — «ЛабораТОРИЯ»
2002 — ЛАР (Лаборатория ангелической режиссуры)
2007 — «Голем»
2007 — «Назидание»
2014 — «Золотой осел»
2018 — «Орфические игры. Панк-макраме»
​2019 — «Пиноккио»
​2020 — «Катабасис. Бесы»
2022 — «МИР РИМ»

Кино- и видеоработы

1983 — «Игрушка». Короткометражный фильм, 35 мм, оператор Владимир Брыляков.
1986 — «Особняк» 1-я глава видеоромана в 1000 кассет «Сумасшедший принц».
1986 — «Обратная перспектива». По статье Павла Флоренского «Обратная перспектива».
1986 — «Кафе».
1987—2005 — «Сумасшедший принцю. Игра в ХО» 2-я глава видеоромана в 1000 кассет «Сумасшедший принц».
1988—2005 — «Сумасшедший принц. Фассбиндер». 3-я глава видеоромана в 1000 кассет «Сумасшедший принц».
1988—2005 — «Гамлет» 4-я глава видеоромана в 1000 кассет «Сумасшедший принц».
1988—2005 — «Сумасшедший принц. Эсфирь» 5-я глава видеоромана в 1000 кассет «Сумасшедший принц».
1988 — «Театр Театр». Платон. Диалоги.
1988 — «Сны королевы».
1988 — «Автопортрет». Вставная глава видеоромана в 1000 кассет «Сумасшедший принц».
1989 — «Фотограф». Вставная глава видеоромана в 1000 кассет «Сумасшедший принц».
1989 — «Кинг Конг».
1989 — «Интервью». Вставная глава видеоромана в 1000 кассет «Сумасшедший принц».
1989 — Фильм о «Театре Театре».
1989 — «Сумасшедший принц. Актёр» — 8 глава видеоромана в 1000 кассет «Сумасшедший принц».
1989 — «Крылья» по роману Кузмина «Крылья», 9 глава видеоромана в 1000 кассет «Сумасшедший принц».
1989 — «Октавия», 10 глава видеоромана в 1000 кассет «Сумасшедший принц».
1989 — «Зоопарк».
1990 — «Сумасшедший принц. Годар», 11 глава видеоромана в 1000 кассет «Сумасшедший принц».
1990 — Фильм-спектакль «Кратово».
1990 — Фильм-дайджест по Свободной Академии (включает в себя фильм о Театре Театре).
1992 — «Сумасшедший принц. Никита», 12 глава видеоромана в 1000 кассет «Сумасшедший принц».
1995 — «Неуправляемый ни для кого», видеофильм.
1996 — Фильм-спектакль «Сад 5-я регенерация».
1997 — «Да! Дауны…», видеофильм.
1997 — «Дзенбоксинг»; продюсер, соавтор сценария художественного фильма.
2005 — Фильм-спектакль «Сад 8-я регенерация».
2011 — «Branded» (в российском прокате — «Москва 2017»), кинофильм (США—Россия), исполнительный продюсер.
2011 — «Шапито-шоу» (режиссёр С. Лобан), продюсер.
2017 — «Назидание». Премьера состоялась в рамках 70-го международного кинофестиваля в Локарно (Швейцария).
2017 — «Тающий апокалипсис», трёхканальная видеоинсталляция в соавторстве с художником Еленой Коптяевой и композитором Дмитрием Курляндским на основе диалогов Бориса Юхананова с представителями современного театра: Ромео Кастеллуччи, Хайнера Гёббельса и Теодороса Терзопулоса.
2020 — Фильм-сериал «Синяя Птица. Трансформация», сорежиссёр и продюсер. Сорежиссёры: Марина Максимик и Евгений Похис. В процессе разработки.
2022 — Фильм-трилогия «Безумный ангел Пиноккио»
2024 — кинодиптих «Интегральное исчисление». Часть 1: «Узоры Интеграла», часть 2: «Гелиогабал»

Телевизионные постановки

1989 — Телепрограмма о независимом российском видео для венгерского телевидения.
1990 — «Поп-культура» — телешоу, Телекомпания «Мост», Россия.
1995 — «No budget» — специальная рубрика для телепрограммы «Кинематограф» (более 10 программ), ОРТ (1 канал).
1996 — «Москва XX век», 2-серийный художественно-документальный фильм по произведению А. Белого «Котик Летаев».
1999 — Проект «ИНДУКТИВНОЕ TV» «Народный сериал» продюсер, автор сценария, режиссёр.
2003 — «Голод», режиссёр-постановщик реалити-шоу. Берлин — Москва.
2008–2011 «Мистические путешествия», художественный руководитель, продюсер, канал «ТНТ».
Телероман «Назидание» (на стадии постпродакшена).

Книги

2000 — «Московский дневник». Книга: графика и поэма в трех частях с эпилогом. Часть 1: Игра в ХО (1987); Часть 2: Смерть Пижона (1995); Часть 3: Книга Пребывания (1999).
2012 — «Сверлийцы». Роман-опера. Издательство Электротеатра Станиславский. Серия «Театр и его дневник».
2013 — «Стойкий принцип. Фотоальбом». Издательство Мастерской индивидуальной режиссуры.
2015 — «Нонсенсорики Дримса». Издательство Электротеатра Станиславский.
2015 — «Синяя Птица. Воспоминания для спектакля». Соавторы: Владимир Коренев, Алефтина Константинова. Издательство Электротеатра Станиславский.
2015 — «Сверлийцы». Book art подарочное издание в коробке с графикой Бориса Юхананова. Издательство Электротеатра Станиславский. Серия «Театр и его дневник».
2015 — «Сверлийцы». Подарочное издание шести опер в трех томах (5 CD со студийными записями опер, 5 фильмов-опер, полный текст либретто на русском и английском языках). Издательство Fancy music.
2015 — «Моментальные записки сентиментального солдатика или Роман о праведном юноше». Издательство Бертельсманн Медиа Москау.
2015 — «Стойкий принцип. Режиссерский разбор». Издательство Электротеатра Станиславский. Серия «Театр и его дневник».
2016 — «Театр и его дневники. Фрагменты жизни, речи и тексты». Фрагменты из «Романа-дневника». Соавтор: Наталия Шевченко. Издательство Электротеатра Станиславский. Серия «Театр и его дневник».
2017 — «Голем». Издательство LaboraTORIAH.
2017 — «От „Театра Театра“ до „Сада“». Издательство Электротеатра Станиславский. Серия «Театр и его дневник».
2017 — «Недоросль». Издательство Электротеатра Станиславский. Серия «Театр и его дневник».
2018 — «Проект Фауст». Издательство Электротеатра Станиславский. Серия «Театр и его дневник».
2018 — «Повесть о прямостоящем человеке» (переиздание книги 2004-го года). Издательство Электротеатра Станиславский. Серия «Театр и его дневник».
2020 — «Золотой осёл»

Премии и награды

1996 — проект «Сад» получил Премию К. С. Станиславского за лучшую сценографию, художник Юрий Хариков
2015 — спектакль «Синяя птица» получил премию «Московского комсомольца» в номинации «Проект года»
2016 — оперный сериал «Сверлийцы» представлена на «Золотой маске» в девяти номинациях. Анастасия Нефёдова стала лауреатом «Золотой маски» за костюмы к «Сверлийцам»
2017 — «Галилео. Опера для скрипки и ученого» стала лауреатом премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Современная музыка»
2018 — Борис Юхананову было присвоено звание «Почетный деятель искусств города Москвы»
2018 — президент XVI Международного фестиваля «Дух огня» Сергей Соловьев вручил Борису Юхананову приз «За личный вклад в киноискусство и создание своей школы»
2018 — «Галилео. Опера для скрипки и ученого» была представлена в семи номинациях на «Золотую маску»
2018 — портал о кино kinopoisk.ru включил «Назидание» в подборку лучших фильмов о футболе
2018 — Борис Юхананов вошел в список ключевых театральных режиссеров по версии журнала Elle
2018 — Электротеатр получил премию «Московского комсомольца». Борис Юхананов был награжден за «Орфические игры. Панк-макраме». Также премию получили художник Марина Алексеева (опера «Проза» в Электротеатре Станиславский) и директор театра Ирина Золина.
2019 — «Пиноккио» вошел в шорт-лист лучших российских спектаклей по версии Ассоциации театральных критиков
2019 — Борис Юхананов вошел в тройку победителей категории «Театр» в голосовании за героев десятилетия, организованного Colta.ru
2019 — проект «Орфические игры» номинирован на «Золотую маску» в номинации «Эсперимент»
2019 — «Пиноккио» была присуждена премия «Московского Комсомольца» в трех номинациях: лучший спектакль, лучший художник (Юрий Хариков), лучший тандем (Мария Беляева и Светлана Найдёнова в роли Пиноккио)
2020 — аналитическая группа проекта «100 Creative Russians» включила Бориса Юхананова в список креативных лидеров России
2020 — «Октавия. Трепанация» получила гран-при Московской Арт-премии
2021 — «Октавия. Трепанация» и «Пиноккио» получили премию «Золотая маска»: лучший спектакль малой формы — «Пиноккио. Театр»; лучшая работа художника по костюмам — Анастасия Нефёдова / «Пиноккио. Театр»; лучшая работа композитора в музыкальном театре — Дмитрий Курляндский / опера «Октавия. Трепанация»; специальная премия жюри музыкального театра за развитие вокальных техник — Арина Зверева, N'Caged; лучшая работа художника в музыкальном театре — Степан Лукьянов / опера «Октавия. Трепанация»
2021 — запись оперы «Октавия. Трепанация» Дмитрия Курляндского и Бориса Юхананова получила премию «Чистый звук»
2021 — Электротеатр Станиславский получил премию Федерации еврейских общин России (ФЕОР) «Скрипач на крыше» в номинации «Театр» за спектакли «Жизнь и необыкновенные приключения Соломона Маймона» режиссера Андрея Сильвестрова и «Помолвка» режиссера Григория Зельцера

Издательство Электротеатра выпустило книги-экспликации спектакля «Синяя птица», оперы «Октавия. Трепанация» и композиций проекта «Золотой осел»: «Мохнатая», «Город» и «Белая». Сейчас готовится издание «Очерков новой процессуальности», а в будущем планируются к изданию собрание стихов Бориса Юхананова и альбом его графики, книги по теории режиссуры и продолжение «Романа-дневника».

Борис Юхананов создал несколько циклов графики. Некоторые из них связаны с конкретными проектами, например: Садовая графика, Сверлийская графика, Пинографика. Авторские иллюстрации использованы в книге поэм Юхананова «Московский дневник», в книге эссе и стихов философа и поэта Валентина Германа «Мир проникающий» и в литературном проекте «Книга» поэтессы Марины Максимик, а также в оперном сериале «Сверлийцы» и двух изданиях, посвящённых проекту: романе-опере и букарт издании. Серия графических работ открыла проект "Катабасис. Бесы", картины были использованы как элемент сценографии в одноименном спектакле в театре Котбуса (Германия). Часть работ экспонировалась на выставках, проходивших в Электротеатре Станиславский, музеях и галереях в разных городах. Работы можно посмотреть здесь.