Борис Юхананов и композитор Дмитрий Курляндский встретились со студентами Института свободных искусств и наук ММУ, где поговорили о принципах, на которых строится работа Электротеатра, — о новой процессуальности и разомкнутом пространстве. Также была представлена выставка “Тающий апокалипсис”, посвящённая размышлениям о роли режиссера и о том, как возможно искусство в современном мире.
«Тающий апокалипсис» – трехканальная инсталляция, придуманная Борисом Юханановым в соавторстве с художником Еленой Коптяевой как отражение индивидуальностей трех художников. Режиссеры Хайнер Гёббельс, Теодорос Терзопулос и Ромео Кастеллуччи вступают в диалог с Борисом Юханановым, одновременно нанося кисточкой воду на небольшую каменную доску. Непредсказуемость таяния воды запускает ассоциативный ряд, связанный с процессом их работы над спектаклями. Ровно таким же непредсказуемым является творчество как таковое. Эти рисунки, постепенно испаряясь, фиксируют, тем не менее, методологию каждого из героев проекта. Задокументированный с помощью видео процесс рисования расположен на трех экранах, при приближении к каждому из которых можно услышать текст, произносимый героями инсталляции в камеру.
Авторы: Борис Юхананов, Елена Коптяева
Саунд-дизайн: Дмитрий Курляндский
Оригинальные языки: русский, итальянский, немецкий, греческий.
Субтитры: русские, английские.
Критик Вадим Рутковский о проекте: ""Тающий апокалипсис" – трехканальная видеоинсталляция в Электротеатре СТАНИСЛАВСКИЙ, совместная работа режиссера Бориса Юхананова, художницы Елены Коптяевой и композитора Дмитрия Курляндского. Внешне – предельно простая: на экраны проецируются записи неспешных бесед Юхананова с тремя выдающимися европейскими режиссерами – Хайнером Гёббельсом, Теодором Терзопулосом и Ромео Кастеллуччи, записанные во время их сотрудничества с Электротеатром. На самом деле – предельно изощренная: Дмитрий Курляндский сопроводил видео звуковой волной, превратив в постоянно звучащий аккорд фрагмент из реквиема Брамса; этот звук доминирует, когда вы находитесь на равном удалении от экранов, но приблизившись к одному из них, вы начинаете отчетливо слышать конкретный диалог, растворяющийся в воздухе, стоит вам переместиться в пространстве. Тема у каждой беседы – общая, создание спектакля, но мотив – свой (Гёббельс склоняется к абстракции, Кастеллуччи, наоборот, щедр на плотские воспоминания); в дополнение же к разговорам каждый режиссер берет в руки кисточку и водой рисует по каменной поверхности. За время беседы рисунок, такой явный в начале, исчезает; однако видео закольцовано – и процесс повторяется до бесконечности. "Диалог с камнем" изначально замышлялся для видеодокументации; камера – такой же обязательный участник "Тающего апокалипсиса", как вода и слово. Курляндский назвал процитированный им реквием Брамса самым светлым из реквиемов. Светлый – то определение, что идеально подходит и "Тающему апокалипсису" (не только из-за белого цвета экранов и яркого света в фойе): жизнь и смерть одно и то же – самый очевидный (и умиротворяющий) смысл этого опыта с сиюминутным и вечным".
Выставка продлится по 30 апреля 2019 г.
Адрес: Ленинградский проспект, 17.