Книга Бориса Юхананова и Наталии Шевченко «Театр и его дневники»
Наш архив не только электронный: издательство «Театр и его дневник» регулярно выпускает замечательные книги, которые можно купить в Электротеатре. Театровед Наталья Шевченко долгие годы работала с записями Бориса Юхананова и параллельно вела свой исследовательский дневник. На стыке двух авторских голосов и родилась книга «Театр и его дневники». Публикуем рецензию Кристины Матвиенко.
Книга Бориса Юхананова и театроведа Наталии Шевченко вмещает в себя тексты разного типа. Очные и заочные диалоги с режиссером, заметки с репетиций 5-й регенерации проекта «САД» (1995), интервью, данное журналу «Декоративное искусство» в 1991 году, дневник самого героя, в котором отпечатывается и личное, и концептуальное. Голос Шевченко оказывается для читателя проводником в мир, спрятанный от внешнего наблюдателя и наполненный при этом огромной внутренней работой. Книга «Театр и его дневники» располагается между глубоко индивидуальными переживаниями, зафиксированными в дневниках самого героя и его собеседницы, точной аналитикой, касающейся российского и зарубежного театра, и фундаментальными идеями в области современной культуры в целом, искусства, режиссерского образования, смены эпох и так далее. Течение повествования то расширяется, включая в себя размышления о мифе как таковом, о ключевых для искусства театра понятиях – игра, текст, зрительское восприятие. То, напротив, сужается, обращаясь к конкретным фигурам – режиссерам (Эймунтас Някрошюс, Лев Додин, Кристиан Люпа), продюсерам, критикам, товарищам по театру, кино и телевидению.
Рубеж XX и XXI веков, на который приходится момент написания «Театра и его дневников», с дистанции в двадцать лет кажется уникальным моментом в жизни российского художественного общества. Это время, когда в Москве проходит Театральная олимпиада, когда затевается невероятное количество фестивалей, проектов. Прозорливость и активность будущих кураторов, политиков от театра, первые попытки влиять на искусство – впечатления от этой кипучей жизни проходят по всей книге. В них видно, как сами герои, окрыленные открывшимися возможностями, ищут пути для продвижения своих спектаклей, как они разочаровывается и сетуют на обстоятельства, и как, в итоге, поиски в области собственно театра перекрывают продюсерскую деятельность.
«Мне кажется, что сегодня культура находится в очень сложной ситуации, – рассуждает Юхананов о рубеже веков. – Она исчерпала свои возможности, связанные просто с отражением действительности, с неучастием. Назрела реальная перемена взаимоотношений с самой категорией «культура». Сегодня культуру я понимаю как созидание бытия, реального и ирреального бытия человека – человека, который затрачивает на культуру весь свой потенциал универсума». Прогнозы, которые даны тем или иным явлениям искусства и культуры в «Театре и его дневниках», во многом оправдались спустя годы: это еще одна причина, по которой книгу интересно читать. Читатель заглядывает в настоящее из прошлого, и обнаруживает, что настоящее сложилось так, как оно сложилось по целому ряду причин. Обнаруживать эти причины и следствия – увлекательное занятие, подвластное авторам.
Одной из сквозных тем книги является рассуждение о природе современного театра и его будущем. «Парадокс о современном театре – новый синтез. Остальное – индивидуальность сочинения. Все виды арта сошлись вместе, разделить – будет современный альтернативный арт», – пишет Юхананов. Вместе с рассуждениями о роли текста и слова в театре, а также – статьей о перформансе, которая включена в книгу, эти фрагменты складываются в важный блок идей и концептов, актуальных сегодня. «Будущее активизирует прошлое – здесь артикуляция потенциального, заведение «возможного в случившееся», иначе – обнаружение «возможного в случившемся». Активизация прошлого через будущее – растрата. Активизация будущего в прошлом – приобретение».
Рассуждения о природе перформанса, в котором сегодняшний, очень индивидуальный опыт претворяется на территории вневременного пространства – также одно из важнейших мест в книге. Юхананов называет это «попыткой создания универсальной саморазвивающейся структуры» и поясняет, что сегодняшняя амбиция на сочинение нового вида искусства реализуется не за счет спаривания старых, а за счет обретения свежих пространств. Именно на территории перформанса, представляющего из себя постоянно эволюционирующее произведение с установленными в нем индуктивными правилами или играми, будут обнаружены новый миф и новые ритуалы. Именно в свете того, что происходит в сегодняшнем театре, мутирующем и избирающем новые пути взаимодействия с пространством и со зрителем, эти идеи кажутся в высшей степени прозорливыми.
Одним из аспектов, затронутых в книге, является вопрос места и функции слова в театре. Юхананов разворачивает наблюдение о том, как менялась роль слова и текста в театре – от девальвации слова в середине 1980-х, когда отказ от слова и сопряженного с ним смысла «был попыткой какой-то особенной искренности и выхода из кризиса, в котором оказалась предыдущая культура». Отказ, в свою очередь, породил кризис собственно слова, существование вне слова, кризис смысла. В результате к тексту вернулись, но –обнаружив новый подход. С работой со словом связана, по мысли автора, и сама по себе способность художника порождать индивидуальные лексики. «Перед молодым сознанием, – пишет Юхананов, – стоит проблема лексической защиты от разработанных индивидуальных лексик других. Актуальность в том, чтобы после молчания вернуться к слову, к речи». Наблюдения за речью и текстом выкристаллизовываются в принципиально разные идеи модели и макета, характеризующие творческий подход к любому проекту. Если «макетирование – это движение к еще не существующему, моделирование – от уже существующего. В речи всегда есть движение к еще не (раздельно) существующему, речь порождает бытие, а бытие, сочась через речь, начинает образовывать матрицу, еще не обработанный кусок пространства. Сегодня культура стремится к матричным порождениям. Порождение, как бы макетирование свободного пространства, и является смыслом речи».
Свои наблюдения за речью и текстом, их превращениями и трансформациями, Юхананов как бы расширяет до наблюдений за более общими процессами, касающимися соотношения театра и видео, сказанного и записанного. «Точно так же может существовать театральный спектакль – вначале как речь, а потом как текст. Сам спектакль существует во многих формах – психологической, игровой, мистериальной».
Размышляя о перформансе, Юхананов говорит о снятии оппозиции между жизнью и творчеством, о выделении новых идей и энергий, которые затем реализуются на уровне бытия человека. «Перформанс обостряет в нас то, что я называю индивидуальным бытием. Человек, занимаясь перформансом, является специалистом своего индивидуального вида искусства, которое в нем уже существует. Он не ищет его – оно уже в нем. И вот эта простая догадка открывает перед человеком такую свободу художественного предпринимательства». Любопытно, что именно в сторону такого индивидуального предпринимательства и шагнул современный российский театр – тот, который представлен именами молодых художников, не скованных рамками привычного отношения к произведению искусства как к «продукту».
В книге, сам строй которой не академичен по форме, но идеи которой – фундаментальны, как и положено теоретическому труду, изложены тезисы новоуниверсального театра. Среди тезисов – внетоталитарная режиссура, неизвестный автор, театр-проект, запущенный в эволюцию, и так далее. Показательно, что многие из этих идей воплощены в жизнь самим Юханановым, нашли отражение и реализацию в его деятельности уже более позднего характера, в частности – на посту художественного руководителя Электротеатра Станиславский. Так теория проектирования, изложенная в тексте – дневниковом ли, теоретическом, диалогическом – врастает в реальность, материализуется на наших глазах. В этом смысле книга Наталии Шевченко и Бориса Юхананова крайне важна и полезна – и не только профессионалам в области театра, но вообще тем молодым продюсерам, театроведам и кураторам, которые начинают свой путь сегодня, но могут заглянуть и туда, где находятся истоки сегодняшней культуры.
Книга «Театр и его дневники» издана в твердом переплете с тиснением обложки пятью штампами всех текстовых фрагментов, с флэш-картой с видеофильмом «Сад» в четырех частях, общей продолжительностью около шести часов (продюсер и режиссер видео – Борис Юхананов). В оформлении книги использованы фотографии 5-й Регенерации «Сада» 1995 г. из архива МИР (Мастерской индивидуальной режиссуры) и из архива Бориса Юхананова.
Кристина Матвиенко