«Так случилось, что русский театр оказался одним из источников мирового театра. И в этом смысле для России театр — коренное искусство. На территории театра мы находимся в центре мира.
В основе создания русского театра оказалась культура Серебряного века, музыкальная, драматургическая, художественная. Величие этого культурного явления, на мой взгляд, до конца еще не осознано, особенно его связь с XVII- XIX веками.
Гении русской сцены — Евреинов, Таиров, Станиславский, Мейерхольд — в своих поисках предвосхитили весь спектр мирового театра ХХ века. Затем русский, точнее уже советский, театр, отправившись вплавь по волнам трагедий сталинской эпохи, претерпел колоссальные потери, в том числе было погублено огромное число генетических источников культуры. И, как корабль, с которого во время шторма были сорваны мачты и паруса, театр пострадал, но выплыл. В 1960-е годы он стал потихоньку возрождаться, возвращаясь, пусть и к искаженным, ориентирам, заложенным гениями прошлого. Целые поколения осуществляли этот возврат из-под изврата.
В первой четверти ХХ века театр был местом рождения искусства, затем десятки лет шло измельчание, дробление этих искусств, а сейчас, особенно после культурной революции, начавшейся в перестройку, начался синтез, сборка. Имя этому единству – Театр Полноты.
Мы живем во время возвращения универсальной мощи театра, которая связана с корневыми его свойствами, с природой самого театра. Это выражено и в разнообразии режиссерских имен и подходов. Сегодняшний театр может существовать, умещаясь на территории одного артиста, свободно себя чувствует как в психологических структурах, так и в игровых, развивается визуальный театр, где главный персонаж – художник, прекрасно сосуществуют вместе театр мистерий и документальный театр.
Театр в наши дни – это талантливая, богатая и молодая культура, с которой надо очень бережно обращаться, без командных голосов и репрессий.
Я уверен, что в исторической перспективе, оборачиваясь на это время, мы будем говорить об эпохе возрождения театра».