К восьмилетию Электротеатра
2 февраля 2023

26 января Электротеатр Станиславский отпраздновал свое восьмилетие. Публикуем серию текстов Кристины Матвиенко о важных событиях, происходивших на этом пути.

Электротеатр Станиславский открылся в январе 2015 года спектаклем Теодороса Терзопулоса «Вакханки» и мэппинг-шоу на музыку Дмитрия Курляндского, которое любой горожанин мог увидеть с Тверской – проекция осуществлялась на фасаде театра.

Но по сути Электротеатр начался с назначения Бориса Юхананова на пост художественного руководителя Драматического театра им. К.С. Станиславского, которое произошло летом 2013, когда команда Юхананова выиграла конкурс, объявленный Департаментом культуры Москвы. Именно тогда была озвучена стратегия новой жизни театра, которому назначалось стать центром современного театрального и музыкального искусства, а также образования в сфере культуры. Так все и случилось.

Театр закрыли на реконструкцию (ее осуществило архитектурное бюро Wowhaus, автор проекта Strelka), но внутри уже шла творческая работа. Репетировал и вел тренинги Терзопулос, был показан спектакль британки Кэти Митчелл «Дыхание» (NET-2014) – в марте 2017 в фойе Электротеатра откроется ее выставка «Пять истин» (музей Victoria & Albert), шли трансформации, физические и ментальные.

Когда в январе 2015 Электротеатр открылся для горожан – как прекрасно оснащенный современный театр с фойе, где каждый чувствовал себя свободно, – стало ясно, что новое место ни на что не похоже.

Вслед за Терзопулосом здесь вышли феерия Бориса Юхананова «Синяя птица» и два спектакля европейских театромейкеров, Хайнера Гёббельса и Ромео Кастеллуччи, а дальше началась интенсивная и очень интересная жизнь.

Программа Бориса Юхананова поначалу фигурировала в СМИ под грифом «утопия». Самая радикальная и прекрасная из российских театральный утопий 2000-х, она стала реальностью.

 

Оперные спектакли Электротеатра

Электротеатр с самого начала позиционировал себя как место, где развивается искусство современной оперы и новой академической музыки в целом. В каком-то смысле это «увлечение» Бориса Юхананова продолжило радикальную идею Станиславского, в 1930-е разрабатывающего проект Оперно-драматической студии – она должна была работать в здании на Тверской, 23.

И в связи с этой давней традицией, и в своем новом облике идея поддержки новых композиторов – а их сообщество в 2000-е стало очень много значить для актуальной культуры – оказалась в высшей степени продуктивной.

Молодые композиторы, в своем интеллектуальном блеске и свободе, исполнительские коллективы (N'Caged, Questa Musica и МАСМ), работа концертмейстеров и дирижеров, стык музыки и драмы, интеграция художников в оперные спектакли, наконец, новые «сериальные» форматы, предложенные Борисом Юханановым, – все это вылилось в очень большую, пластичную и богатую на смыслы историю, делающую Электротеатр совершенно особенным организмом.

Всего в Электротеатре вышло восемь оперных проектов (а это семнадцать опер).

Первыми стали пятичастные «Сверлийцы» (лето 2015, шесть композиторов – Курляндский, Филановский, Сюмак, Сысоев, Невский и Раннев, девять номинаций на «Золотую Маску» и один лауреат, художница Анастасия Нефёдова).

В 2016 дебютирует как оперный режиссер Александр Белоусов – на Малой сцене выйдет его «Маниозис» по тексту философа Спинозы, в 2018 он сделает вторую часть своего иронического черного триллера; а в 2020 выйдет его же «Книга Серафима» по стихам Блейка и текстам Достоевского, номинированная на «Золотую Маску» и за музыку, и за режиссуру.

Летом 2017 на Holland Festival прошла мировая премьера «Октавии. Трепанации» Бориса Юхананова (в Электротеатре опера выйдет в 2019, в 2021 ее выдвинут в девяти номинациях на «Золотую Маску», получат премию трое – композитор Дмитрий Курляндский, художник Степан Лукьянов и исполнительница роли призрака Агриппины Арина Зверева).

И тем же летом опен-эйром «Галилео. Опера для скрипки и ученого» откроется Электродвор (оперу писали пятеро – Невский, Курляндский, Чернегин, Бодров и Карманов; номинаций на «Золотую Маску» было две – как лучший спектакль в «эксперименте» и за работу композиторов).

В том же 2017 композитор Владимир Раннев выступит режиссером «Прозы» – «многоканальное» сочинение воплотит сценографически современная художница Марина Алексеева, она же и сам Раннев как композитор станут лауреатами «Золотой Маски».

В сезон 2021/2022 команда молодых художников выпустила на Основной сцене мультимедиа оперу «Curiosity» – спродюсированный Максимом Шостаковичем междисциплинарный научпоп на основе твиттера марсохода, номинированный на «Золотую Маску» трижды (как лучший оперный спектакль, Николай Попов как композитор и Алексей Смирнов как режиссер).

Самый свежий оперный проект Юхананова и четырех молодых авторов – Звездиной, Белоусова, Горлинского и Широкова – вышел в декабре 2022 и называется «Нонсенсорики Дримса». Четыре совершенно разные части и увертюра представляют новые голоса, если можно так сказать о композиторах, которые всматриваются в прошлое через собирательный образ Дримса, похожего одновременно на самого режиссера и на супергероя будущего, бесстрашно воюющего с силами тьмы.

 

***

Электротеатр с самого начала был особенным, специфическим, уникальным местом. Главным образом это произошло потому, что здесь делался театр, ни на какой не похожий принципиально. Таким опытом для зрителей стали многодневные проекты Бориса Юхананова, вместе с которыми в широкий обиход вошло понятие «процессуальность» и «новая процессуальность».

Сегодня про процессуальность можно услышать применительно к самым разным вещам, а порождена она была, как стратегия и как понятие, в стенах Электротеатра – его худруком.


Первый большой проект вышел весной 2016 года – «Золотой осел. Разомкнутое пространство работы» (днем – модули, вечером – композиции). Сочиненный по тексту Апулея, пятидневный спектакль стал, по сути, коллективной – исполнительской и зрительской – практикой, внутри которой был сам Юхананов – в образе богини Изиды и комментатора, подающего из зала реплики такой остроты и красоты, что часть зрителей ходила именно на эти «стендапы».

Перформативность «Осла», его сложная структура, «нарисованная» по принципу бабочки, живые бабочки на сцене и живой контакт с залом – все вместе было крутейшим опытом для российского театра. Как потом оказалось – сильно повлиявшим на самых разных художников.

В мае 2018 молодые режиссеры и актеры из Мастерской Индивидуальной Режиссуры (МИР-5) Бориса Юхананова внедрились на Основную сцену Электротеатра «Орфическими играми. Панк-макраме» – потоком из двенадцати спектаклей, расположенных в шести вечерах.

Осенью 2019 те же выпускники МИР-5 показали себя индивидуально. Почти месяц длился поток авторских работ под названием «Опыты неадаптивного театра», открывший новую жизнь Малой сцены театра, которая и была построена для молодой режиссуры.

«Пиноккио», вышедший в конце 2019 года и получивший рекордное количество номинаций на «Золотую Маску» (две из которых выиграл: «лучший спектакль в драме» и «лучшая работа художника по костюмам» Анастасии Нефёдовой), тоже может считаться большим проектом – два вечера идет эта волшебная сказка о настоящем времени.

В 2022 Борис Юхананов вместе с новым выпуском Мастерской, МИР-6, сделал МИР-РИМ – 21-дневный проект по «римскому циклу» шекспировских трагедий. На Малой сцене месяц шли показы работ молодых режиссеров, срежиссированных как одно архитектурное целое Юханановым и его командой (художники, композиторы, саунд-дизайнеры, видеохудожники – МИР-РИМ захватил все и всех богатством своей природы).

 

Международные проекты Электротеатра

Электротеатр двигался навстречу разным художникам – все, кто поработал здесь, оставил ясный след и внутри труппы, и у зрителей, жадно откликавшихся на впечатляющие опыты современного театра, выставочной деятельности, междисциплинарных проектов и образования. Каждый приход нового зарубежного художника на территорию Электротеатра обертывался в многообразные и концептуально выверенные акции – так событие получало богатый контекст.

Ромео Кастеллуччи, чье «Человеческое использование человеческих существ» захватило сразу и фойе, и Основную сцену Электротеатра, выступал здесь с мастер-классами, а чуть позже стал одним из участников мультимедийного проекта Бориса Юхананова «Тающий апокалипсис».

Хайнер Гёббельс осуществил в театре новую версию своей знаменитой работы в швейцарском Види-Лозанн «Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой», а следом – после серии блестящих встреч и публичных разговоров в фойе, вышла его книга «Эстетика отсутствия», переведенная театроведом Ольгой Федяниной и ставшая реальным бестселлером для театральных практиков и теоретиков.

Теодорос Терзопулос одновременно с выпуском «Вакханок» проводил интенсивный тренинг для актеров – то, что потом выльется в книгу «Возвращение Диониса», дайджест философских идей о театре и о человеке с набором упражнений. Все эти книги вышли в издательстве «Театр и его дневник», годами занимавшемся сложнейшими текстами и артбуками.

«Пять истин» – выставка Кэти Митчелл, сделанная ею для британского музея Victoria & Albert, – осмысляла пять великих фигур мирового театра, от Брука до Гротовского. Но еще до этого события, привлекшего в фойе Электротеатра огромный поток зрителей, на сцене шел спектакль Митчелл «Дыхание», который фестиваль NET решил показать именно здесь, театре, открытом дыханию самого разного искусства.

Показ фильма Жака Риветта «Out 1», организованный на Малой сцене театра киноведом и куратором Борисом Нелепо, прошел в присутствии легенды французской новой волны, актера Жан-Пьера Лео. Снятый после событий 1968 года, этот фильм оказался знаковым для российских зрителей.

Огромным событием стала премьера оперы Бориса Юхананова и Дмитрия Курляндского «Октавия. Трепанация» на Holland Festival – крупнейшем и старейшем европейском фестивале, собирающем на своей площадке искусство европейских мастеров сцены и музыки.

Наталья Менендес и команда испанских художников осуществила на сцене Электротеатра постановку спектакля «Жизнь есть сон» по новому переводу пьесы Кальдерона, сделанному Натальей Ванханен и тоже представленному в фойе театра.

Все институты и институции, работавшие на поле международного искусства и образования, прошли через фойе Электротеатра – лекции искусствоведов и режиссеров, видео показы спектаклей на разных языках, читки пьес, спектакли и перформансы, фестивали VR, мастер-классы, встречи, все это сложилось в прекрасную библиотеку идей, открытий и свободного мышления, которая во многом сохранена для пользователей благодаря аккуратно ведущейся документации событий.

Театр распахивался навстречу лучшему, выращенному руками энтузиастов-кураторов из самых разных сфер культуры во славу разнообразия и свободы. Огромная международная деятельность, которую Электротеатр вел все эти годы, строилась на доверии друг к другу и любви к искусству.

 

Электротеатр в работах российских режиссеров

Российские режиссеры разных поколений и стилей работали в Электротеатре с самого его открытия. В общей сложности театр, задействуя все свои возможные для игры пространства, выпустил около 100 спектаклей.

Основная сцена стала территорией важнейших театральных проб Александра Зельдовича («Психоз» по пьесе Сары Кейн был сделан с группой АЕС+F, а занята в нем была женская часть труппы театра), Владимира Космачевского (сценография его спектакля «Перед заходом солнца» по Гауптману была сочинена Юрием Хариковым и отмечена профессиональными премиями, главную роль сыграл Владимир Коренев, а его возлюбленную Инкен в разных составах играли Анна Сенина и Анастасия Ксенофонтова), Филиппа Григорьяна («Тартюф» с Юрием Дувановым, Лерой Гориным, Еленой Морозовой, Ириной Савицковой и целой россыпью замечательных актеров театра был номинирован на «Золотую Маску»).

Роман Дробот поставил с мужскими «звездами» Электротеатра Антоном Лапенко, Дмитрием Чеботарёвым, Антоном Филипенко, Борисом Дергачёвым, Антоном Косточкиным, Владимиром Долматовским, Евгением Самариным и Дарьей Колпиковой «Полковник-птицу» – пацифистский экшн по пьесе болгарина Христо Бойчева объехал полстраны с гастролями.

Сразу три режиссера поколения 40-летних – Юрий Муравицкий, Юрий Квятковский и Кирилл Вытоптов – произвели эксперимент над чеховской «Чайкой»; на подиумной сцене блистали в импровизациях Ирина Гринева и Елена Морозова. «Волшебная гора» стала для еще одного важнейшего московского режиссера, Константина Богомолова, радикальной пробой постдраматического театра – дуэт Морозовой и Леры Горина можно увидеть и сегодня.

Для «Анны в тропиках» Александра Огарёва, мелодрамы с культурным бэкграундом, был сделан специально новый перевод и введены латиноамериканские танцы в фойе. Все эти и другие работы, осуществленные с огромным вниманием к качеству, будили в актерах труппы новые энергии и силы.

В больших проектах Бориса Юхананова занята, как правило, подавляющая часть труппы, если не вся. И у каждого есть запоминающаяся роль – сделанная в очень сложном рисунке и помещенная в сложную сценическую композицию.

Открытием «Пиноккио» для зрителей стали два Пиноккио, Мария Беляева и Светлана Найденова, очаровывающие своей специфической манерой. Яркие мужские роли в этом спектакле про театр у Олега Бажанова, который подхватил эстафету ушедшего Владимира Коренева в нескольких эпизодах спектакля (а еще у актера –выдающаяся работа в «Вакханках» Терзопулоса), и у Юрия Дуванова. Особого внимания – и в «Пиноккио» (Джепетто), и везде, где бы ни появлялся, – заслуживает Александр Пантелеев, актер редкой интеллигентной фактуры и скромного обаяния, которого Хайнер Гёббельс выбрал в качестве исполнителя роли Макса Блэка в одноименном спектакле. Открытием стала сложная работа Михаила Соколова в «Синей птице. Реквием», где он играет теперь Тильтиля вместо легендарного Владимира Коренева.

Когда осенью 2016 года открылась Малая сцена, то город стал свидетелем дебютов молодых режиссеров, которые один за другим (большинство – выпускники Мастерской Бориса Юхананова) выпускали здесь свои спектакли. И разнофактурная, сложившаяся в результате напластований стратегий разных худруков, труппа заиграла здесь новыми красками.

Первым спектаклем Малой сцены стали «Фантазии Фарятьева» Евгения Беднякова, реанимированная позднесоветская драма Аллы Соколовой, с дуэтом Дмитрия Чеботарёва и Серафимы Низовской, а также Натальей Павленковой, любимицей артхаусных кинорежиссеров и Боба Уилсона. На Малой сцене расцвели все цветы – здесь ставили и молодые режиссеры, и актеры Электротеатра, которые пробовали себя в режиссуре, – в этой разности проявлялись таланты труппы.

«Служанки бульвара Сансет» по голливудскому сценарию – последняя режиссерская работа Владимира Коренева и спектакль, в причудливой сценографии которого (автор – Анастасия Нефёдова) которого прекрасно расположились Людмила Лушина, Владимир Долматовский, Ирина Коренева и Дарья Колпикова, играющие театр в театре.

Павел Кравец, прекрасный актер, поставил на Камерной Островского – «Не все коту масленица», попытавшись открыть заново эту старинную пьесу. Диана Рахимова и Елена Морозова вели нежнейшую игру матери и дочери в спектакле «Про мою маму и про меня». Татьяна Майст, Татьяна Назарова, Антон Торсуков, Анна Даукаева, Ольга Бынкова, Владимир Долматовский, Евгений Самарин, Александр Синюков – с удовольствием хулиганили в экспериментальном пространстве спектакля Георгия Грищенкова «На мудреца».

В «Бунине» Светланы Прохоровой, одном из самых популярных у зрителей спектаклей, сложился прекрасный ансамбль актеров разных поколений – от Антона Косточкина до Татьяны Ухаровой и Николая Трифилова, играющих истории о любви и потерях. «Идиотология» Клима Козинского с Еленой Морозовой – Настасьей Филипповной и Анной Даукаевой – Аглаей – опыт психоделического погружения в Достоевского. В «Доме Бернарды Альбы» Алисы Селецкой выступает женский «хор» Электротеатра – от Анны Капалевой, Анны Мавлитовой, Маргариты Мовсесян и Анны Антосик до опытных Людмилы Розановой, Дианы Рахимовой и Елены Клищевской. В центре чеховской «Скучной истории» в постановке Василия Скворцова –прекрасный дуэт Леонида Зверинцева и Инны Головиной.

В Электротеатре «чужие» становятся «своими» – актриса Татьяна Мариничева, уроженка Риги, много работавшая в Петербурге с режиссером Климом, играла на лестнице свой «Злой спектакль», а на Малой – «Пятно на стене» по Вулф, дебютный спектакль Полины Фракталл, и «Пеликан» Альберто Кавекки. Ирина Савицкова давно в Электротеатре, но выходец из петербургской театральной школы, высокого класса педагог по речи и редкого дарования актриса, играет в «Пиноккио» Бориса Юхананова и в «Я/Фабр» Клима Козинского. Алла Казакова из «Школы драматического искусства» времен Анатолия Васильева играла в «Золотом осле», а сегодня ее можно увидеть в «Психозе» и, в дуэте с Александром Милосердовым, в «Визите дамы». Мария Чиркова, тоже корнями из ШДИ, поставила на Малой сцене пьесу философа Кети Чухров – «Love Machines» с Евгением Капустиным и Верой Кузнецовой были примером интеллектуального современного театра и спектаклем, где сама сыграла одну из ролей.

Приходящие в Электротеатр режиссеры тоже обретают тесную связь со здешним «климатом» и его обитателями – речь и об актерах, и о постановочной команде и тех, кто воплощает замыслы в реальность. Марфа Горвиц поставила «Сверчка» по философским сказкам голландца Тоона Телегена – в спектакле, оформленном Марией Трегубовой, острый гротескный рисунок прекрасно держат Евгений Самарин, Дмитрий Мягкий, Лера Горин, Антон Косточкин, Дмитрий Чеботарёв, Анастасия Фурса, Людмила Мягкая. Денис Азаров тоже выбрал современный материал – в его «Черной пурге» по пьесе Анастасии Букреевой (художник – Алексей Трегубов) эсхатологический Норильск обживают Евгений Капустин, Юлия Абдель Фаттах, Диана Рахимова, фантасмагорически появляются Александр Синюков и Георгий Грищенков.

Доля междисциплинарных проектов в Электротеатре всегда была велика. Танцспектакли Албертса Альбертса и Александры Конниковой, музыкально-драматические «Парасомнии» с Аленой Кахутой, Илоной Буль, Татьяной Переваловой и другими «поющими» и «танцующими» актрисами, сотрудничество режиссера Бориса Павловича и художницы Ксении Перетрухиной с группой «Мегаполис» – спектакль «Ноябрь». Поэтические спектакли Елены Морозовой, музыкально-поэтические опыты актеров на Электролестнице, спектакль «Гроза», где главную роль играет замечательная Екатерина Андреева (она же – «звезда» камерной оперы Александра Белоусова «Книга Серафима»). Все это складывалось в сложный рисунок с множеством разнонаправленных векторов.

Электротеатр активно взаимодействовал с отечественной режиссурой, ища в этом сотрудничестве новых открытий для себя, то есть для актеров прежде всего – они и есть центр любого драматического театра.

Кристина Матвиенко