10 причин пойти в Электротеатр
2 ноября 2023

У всех свои причины ходить в театр: кто-то ходит на любимых актеров, а кому-то нравится интерьер. Хотим поделиться версией Бориса Юхананова: тем, кто еще мало знаком с Электротеатром Станиславский, художественный руководитель расскажет, что именно делает это место одним из самых удивительных мест в Москве. А кто уже там побывал — сверьтесь со списком, вдруг что-то интересное еще не успели посмотреть.

Борис Юхананов:

Электротеатр Станиславский. В нашем городе, в Москве, мы существуем уже десять лет. Десять лет этот огромный корабль, разрезая волны времени, скользит по морю событий истории искусства. Вместе с нашей замечательной труппой, командой, включающей в себя художников, администраторов, режиссеров, всех-всех-всех, с утра до ночи трудимся для вас, дорогие зрители. И сейчас я хотел бы поделиться с вами резонами, причинами, по которым вы могли бы захотеть прийти к нам в театр и присоединиться к нашему путешествию. Театр – это всегда путешествие. Я попробую это расположить в десяти причинах.

1. Пространство

Здание, в котором располагается театр, построено в 1915 году и оно не было предназначено для театра. Здесь открыли один из первых кинотеатров в Москве. Тогда кинотеатры называли электротеатрами. Это было очень новое явление, и зрители с удовольствием ходили в это здание, чтобы познакомиться с новым видом искусства – кинематографом. Кинотеатр здесь существовал довольно долго. Потом было много разных приключений, здесь располагались совершенно разные компании, пока Константин Сергеевич Станиславский не наметил уже в конце жизни это здание для своего последнего художественного путешествия – оперно-драматической студии. И вот через много-много лет я вошел в это здание, в театр, который носил имя Станиславского (Московский драматический театр им. К. С. Станиславского). Здесь мы вместе с нашей командой, с руководством города и так далее, решились на новый проект. И первое, что что необходимо было сделать – мы совершили глубинную реконструкцию этого здания, создав уникальное пространство, в котором свойства того здания и интерьеров, созданных в 1915 году и пережили огромную столетнюю историю, встретились с новейшими разработками: архитектурными, художественными, технологическими – для того, чтобы возникло в Москве новое пространство. Эта реконструкция была завершена за полтора года, и было создано на самом деле уникальное пространство, в котором возможно все. Например, наша сцена – одновременно зрительный зал. Мы можем каждый уголок превратить или в сцену, или в зал. Фойе, в котором часто идут спектакли, гардероб, в котором тоже идут спектакли, открытое пространство двора, Малая сцена. Все это сделано, все это можно увидеть, везде можно оказаться и это, мне кажется, очень интересно и важно.

2. Ультрасовременный образ театра

Мы стремились создать ультрасовременный образ театра. Мы думаем, что современность принадлежит самой сущности театра, который всегда живет в настоящем времени. Мы продолжаем развивать и тренировать то, что называется «классическая русская школа игры». И мы находим такой репертуар, где возможности каждого актера из нашей труппы могут быть стопроцентно реализованы именно в этом векторе. Но одновременно с этим актеры берут на себя экзотические, очень сложные, требующие специального тренинга опыты: например, ритуального театра, театра Но – традиционного японского театра; или сложнейшей техники игры, которая лежит в основании европейского театра – импровизационного, свободного и даже мистериального театра под названием «комедия дель арте». Актер, снабженный, как я уже сказал, техникой классической игры русской школы, умноженный на его погружение в экзотические ритуальные мировые техники, берет на себя участие в концептах перформативной практики. Все это, встречаясь друг с другом, и образует тот самый ультрасовременный образ театра, на который я хотел бы указать вашему просвещенному вниманию, дорогие наши зрители – настоящие, прошлые и будущие.

3. Новая процессуальность

Я сам исследую то, что я называю «новое процессуальное искусство». Это эволюционные проекты, развивающиеся во времени, вбирающие в себя синтез искусств и одновременно с этим ищущие каждые раз новые правила, по которым они могут развиваться. Сейчас в российской культуре мои работы принято называть «театральными сериалами». Они часто делаются так, что мы осуществляем наш проект в несколько вечеров, а иногда и целый день играем. Среди таких проектов были шестидневные «Орфические игры» или проект «МИР РИМ» – это двадцать спектаклей, которые играются каждый вечер. Можно прийти один или несколько раз и каждый раз вы встретитесь с чем-то завершенным. И если это завершенное соблазнит вас в художественном смысле, тогда вы придете еще раз и еще и окунетесь в наше комьюнити.

4. Развитие современной оперной музыки

Я уже поделился с вами коротко тем, что идея, в каком-то смысле предсмертная, Константина Сергеевича Станиславского, его намерение было связано с созданием оперно-драматической студии, где музыкальное, оперное начало, гармонично сочетаясь с драматическим началом артиста, человека, участвует в создании целого. Я подхватил, как художественный руководитель театра, эту идею. И вот за эти десять лет Электротеатр стал центром новой оперы. Мы осуществили больше 17 оперных проектов. Совсем недавно, в прошлом году, у нас была премьера оперного сериала «Нонсенсорики Дримса». Нонсенсорики – это неологизм, который мы сочинили, он состоит из двух слов: «нонсенс» и «сенсор». Когда они соединяются вместе, получаются «нонсенсорики». А Дримс – это мечтатель, сновидец, герой этого оперного рассказа. Мы всегда работаем с живыми композиторами. Наш интерес связан с тем, чтобы предоставить композиторам возможность осуществления их музыки. Это непросто для драматического театра – стать центром новой оперной музыки в России. Мы это осуществили.

5. Дебюты

Электротеатр – это встреча с самыми молодыми режиссерами в России. Молодыми не только в смысле возраста, ведь в искусстве юность художника определяется не столько его физическим возрастом, а началом его практической, творческой деятельности. Мы придаем огромное значение возможности первого спектакля для молодого режиссера, то есть мы поддерживаем следующие поколения театральных деятелей. И они приходят к нам – мы сделали множество дебютов. Приходите, следите за репертуаром, они обязательно вспыхивают в нашем программировании, и я буду счастлив, если их спектакли вас заинтересуют.

6. Расположение

Немаловажное значение имеет наше местоположение в городе. Мы находимся в самом центре Москвы: Тверская, 23. Вы приходите, оказываетесь в пространстве, открытом с утра до ночи, где работает Wi-fi. Вы можете заказать кофе, у нас очень хороший буфет, что немаловажно, и комфортабельно посидеть, пообщаться друг с другом, пойти на спектакль. А после спектакля вы можете заказать себе ужин или просто чашечку кофе в Noor bar, который является нашим братским местом – самый модный, между прочим, бар в Москве – там можно посидеть, обменяться своими впечатлениями и просто пообщаться друг с другом.

7. Цены на билеты

Мы стараемся открыть наш театр для зрителя, которого условно, как метафору, можно назвать «разночинским» зрителем. Как в свое время Московский художественный театр ориентировался на просвещенную интеллигенцию, на простых, но интересующихся искусством людей и – на всех, на разночинцев. Поэтому у нас демократические цены на билеты.

8. Киноклуб Сине Фантом

Наш театр устроен так, что, в фойе, например, мы проводим самые разные мероприятия. И одно из важных направлений связано с клубом Сине Фантом. В этом году это будет называться «Кинотеатр Параллельного кино». Это особого рода портал, при помощи которого вы можете пройти в опыты независимого, экспериментального кинематографа, который больше нигде не показывают. И часто это сопровождается углубленными открытыми обсуждениями. В этом смысле клуб Сине Фантом, «Кинотеатр Параллельного кино» – это что-то, чего больше нет нигде в мире.

9. Гуманитарные программы

Там же, в фойе мы разворачиваем целый ряд гуманитарных программ, то есть встреч. Это часто бывает очень необычно и всегда – не скучно. Мы организовали «Школу современного зрителя и слушателя». И вот там, в этой своеобразной школе, открытой для посещения, происходят иногда замечательные события.

Я прошел по девяти ступеням, по девяти резонам, которые могли бы заинтересовать, привлечь ваше внимание к нашему театру. А теперь – десятый. Но он не на десятом месте, у меня нет иерархии: все, чем я делюсь с вами сейчас – в равной степени причины, в единстве своем работающие как сигналы, пользуясь которыми вы можете оказаться в наших стенах. Вот он десятый резон.

10. Команда

Со мной как с режиссером – и не только со мной, а с тем огромным количеством режиссеров, которые работают в нашем театре – всегда как соавторы, работают потрясающие художники, сценографы. Все наше творчество, конечно, отмечено множеством российских и международных премий, но я сейчас на это не буду указывать – дело не в премиях. Премия – это признание профессионального сообщества чаще всего. А дело в замечательно одаренных потрясающих мастерах, художниках, которые с нами работают. Юрий Хариков, Степан Лукьянов, Иван Кочкарев, замечательные костюмы – подчас просто сенсационные в своем качестве и красоте – которые создает Анастасия Нефедова. И многие-многие другие.

Такие мастера авангардного театра, такие как Ромео Кастеллучи, Хайнер Гёббельс, Теодор Терзлопулос – совершенно разные художники, и следы их творчества, их профессиональной мастерской работы запечатлены в нашем репертуаре, и вы всегда можете встретиться с отточенной художественной и технической стороной нашей работы.

Я приглашаю вас к нам в театр. Я буду счастлив, если вы будете к нам приходить не один, а множество раз. Благодарю вас за внимание.

Видеоверсия