На портале Desiiign вышло интервью с фотохудожником Андреем Безукладниковым. Андрей — автор огромного количества уникальных фотографий, отражающих жизнь позднесоветского и российского андеграунда, мастер художественной фотосъемки спектаклей, а еще — очень важный человек для архива Бориса Юхананова и создатель этого сайта. В 1994–1999 гг. — сооснователь и арт-директор дизайн-бюро «Онегин», с 1999 года — сооснователь и руководитель просветительского онлайн-ресурса Photographer.ru.
«... фотография — это больше, чем профессия, это путь к пониманию жизни, людей и самого себя»
Начало пути
Моя страсть к фотографии зародилась, пожалуй, так же, как и у многих: в детстве, когда родители подарили первый фотоаппарат. С тех пор я – принципиальный самоучка, хотя и получил формальное образование фотографа в колледже. Изучал фотографию через книги и советы других фотоэнтузиастов. В качестве активного участника пермского фотоклуба я не упускал возможность посещать фотофестивали, которые во множестве устраивались по всему Советскому Союзу… С середины 80-х я переселился в Москву и продолжил самообразование, расширяя пространство до Парижа, Кёльна, Цюриха с их музеями и частными галереями, книжными магазинами с их бездонными полками книг по искусству и фотографии… Я мог проводить там дни, каждая новая монография вдохновляла на творчество.
Фотография ‒ это...
Я воспринимаю фотографию как сочетание техники и искусства. Она не только фиксирует реальность, но и предоставляет возможность исследовать суть вещей, обнажая их внутреннюю красоту и форму. Каждый кадр является попыткой установить порядок в хаосе окружающего мира, создать гармонию и баланс, идеально сочетая свет, тень и форму.
Фотография также служит документальным свидетельством, сохраняя историю для будущих поколений. Она играет важную роль в освещении социальных проблем и культурного разнообразия, действуя как инструмент для социальных изменений.
На личном уровне, фотография — это мой способ самовыражения и самоисследования. Каждое изображение отражает мой внутренний мир и взаимодействие с окружающей средой. Фотография объединяет меня с миром и открывает путь к новым открытиям, внешним и внутренним.
Я вижу фотографию не как процесс или результат, а как многогранный мир, в котором переплетаются техника, искусство, документация, социальное значение и личное выражение.
«Таро»
Каждый из моих проектов занимает особое место в моем творчестве.
Расскажу здесь про один из них. Проект под названием «Таро» воплотился в результате моего увлечения оккультными знаниями в 1990-е годы, когда литература этого жанра появилась среди книжных развалов Москвы. Однажды, мои поиски привели меня к репринтному изданию «Предсказательного таро» Папюса, которое стало моей настольной книгой. Тогда же я познакомился с Сержем Плантуре, парижским букинистом, который обнаружил мою увлеченность Таро во время визита в мою мастерскую. Серж рассказал мне о проекте свой новой коллекции артефактов «Математика и Магия» (Mathématiciens & Magiciens), предназначенной для представления на международной ярмарке букинистов, и предложил создать уникальную колоду Таро для этой коллекции… Случилось это в 1992 году.
Я решил создать Старшие Арканы Таро, 22 символические карты, отражающие ключевые этапы человеческой жизни. К 1992 году, после 12 лет занятий фотографией у меня накопились тысячи негативов. Мне нравится число 12, так как в нумерологии оно символизирует космический порядок, его ассоциируют с завершенностью и цикличностью. Я почувствовал, что настало время подвести итоги этого жизненного цикла и использовать накопленный материал для воплощения Старших Арканов Таро… Спустя 9 месяцев работы, серия из 22 фотоколлажей была завершена и представлена в рамках проекта «Математика и Магия», став символом моего исследования взаимосвязи между магией и математикой, искусством и наукой, видимым и невидимым.
Ну, а мой главный проект – это Photographer.ru – просветительский онлайн-ресурс, посвященный творческой фотографии, но я выступаю там не в роли фотографа.
Взаимодействие с дизайнерами
В начале 1990-х моё творческое путешествие тесно переплелось с московскими дизайнерами и дизайн-студиями, среди которых студия «Директ Дизайн» заняла особое место. С первого же совместного проекта с «Директ Дизайном», между нами зародилось нечто значительно более важное, чем обыденные рабочие связи — это превратилось в духовное родство. Леонид Фейгин, Дмитрий Перышков и Владимир Семенихин внушили мне уважение к прикладной фотографии, к которой я ранее относился скептически; они пробудили глубокий интерес к ней, показав её истинную ценность и многообразие. Их требования к уникальности, творческому подходу и неповторимости фотографий для российских и международных брендов стали для меня мощным стимулом к саморазвитию. Они настаивали на том, чтобы каждое моё изображение несло в себе отпечаток индивидуальности, отражая не только суть бренда, но и мою собственную творческую сущность.
Встреча и работа с Василием Копейко укрепили мою веру в то, что при желании можно освоить любые вершины.
«Камера обскура»
«Камера Обскура» вписала себя в историю как ведущее российское издание, посвященное искусству фотографии, с первым номером, увидевшим свет в 1996 году. Быть хедлайнером его дебютного выпуска стало для меня предметом гордости. Журнал, к сожалению, прекратил свое существование после трех выпусков, но оставил заметный след. Из пепла «Камеры Обскура» возник мой долгосрочный проект Photographer.ru, который в 2024 году отметил свой 25-летний юбилей. Закрытие журнала привело к тому, что мой друг, издатель Сергей Косьянов, безвозмездно передал мне архивы, которые стали основой для Photographer.ru — проекта, ставшего делом моей жизни.
Фотография и культура
Связь между фотографией и культурой я вижу как диалог между прошлым и настоящим, где каждое изображение служит мостом, соединяющим историю и современность. Через свои работы я пытаюсь показать, как культурное наследие влияет на современную жизнь, как традиции сохраняются и преобразуются под влиянием времени… Каждое изображение — это история, которая может рассказать о культуре гораздо больше, чем слова.
Я верю, что фотография способна сохранить культурное наследие для будущих поколений, делая его доступным и понятным. Это важная миссия каждого фотографа — быть хранителем культурной памяти и интерпретатором ее языка для мира.
Дизайн и культура
Дизайн и культура находятся в постоянном взаимодействии. С моей точки зрения, дизайн — это язык, который отражает культурные ценности, традиции и изменения в обществе. В каждом штрихе дизайна закодированы исторические, социальные и культурные контексты, которые делают его неповторимым и значимым… В то же время, культура формирует запросы к дизайну, определяя, какие визуальные и функциональные решения будут восприняты как актуальные и важные.
Дизайн и культура взаимосвязаны настолько глубоко, что порой трудно определить, где начинается одно и заканчивается другое…
Дизайн и искусство
Вопрос о границе между дизайном и искусством — это вопрос о природе творчества и функции визуальных форм в нашей жизни. С моей точки зрения, эта граница существует, но она не жесткая и не абсолютная, а скорее условная и подвижная. Дизайн и искусство переплетаются, влияют друг на друга и часто разделяют общее пространство творческого исследования.
Дизайн, как правило, обладает четко определенной функцией и целью. Он решает конкретные задачи, улучшая функциональность и удобство предметов, с которыми мы взаимодействуем каждый день. Искусство же стремится к выражению идей, эмоций, поиску и исследованию новых форм и концепций, не всегда подчиняясь функциональным ограничениям.
Однако в современном мире эти определения становятся все более размытыми. Многие дизайнеры подходят к своей работе как к форме искусства, используя ее для выражения собственного видения и идей. В то же время, современные художники, исследуя новые способы взаимодействия с аудиторией и пространством, часто используют методы и подходы, традиционно считающиеся территорией дизайна.
Как мне кажется, граница между дизайном и искусством проходит скорее внутри нас, в нашем восприятии и интерпретации того, что мы видим…
Обучение фотографии
Мой путь в фотографии — это история бесконечного обучения, исследования и вдохновения, которое я черпал у множества людей и из разных источников. Прежде всего, я учился у жизни, наблюдая за миром вокруг. Каждый момент, каждый снимок стал моим учителем, позволяя мне лучше понять и чувствовать визуальный язык фотографии.
Важную роль в моем обучении сыграли и мастера фотографии прошлого и настоящего. Изучение работ великих фотографов, таких как Анри Картье-Брессон, Ирвин Пенн, Ансель Адамс и многих других, дало мне понимание глубины и многообразия фотографического искусства… Не меньшее значение имели друзья и товарищи из других творческих цехов – режиссеры театра и кино, прозаики и поэты, живописцы и графики, дизайнеры и архитекторы, врачи и экстрасенсы, ученые и инженеры… Обмен опытом и идеями, совместные проекты и дискуссии с такими людьми – это лучшая школа. Кроме того, я многому научился, изучая искусство, литературу, кино, архитектуру… Я продолжаю учиться. Обучение для меня — это непрерывный процесс, который никогда не заканчивается.
Личная мотивация и сверхзадача
Моя работа — это моя страсть и способ исследования мира. Для меня фотография — это больше, чем профессия, это путь к пониманию жизни, людей и самого себя. Основная мотивация моей работы заключается в желании зафиксировать моменты человеческого опыта, запечатлеть их красоту, сложность и многогранность. Я стремлюсь передать через свои снимки эмоции и истории, которые заставляют зрителя остановиться и задуматься, почувствовать связь с моментом, зафиксированным в кадре.
Сверхзадача моей работы — внести свой вклад в искусство фотографии, продолжая традиции великих мастеров и в то же время исследуя новые техники и подходы, появившиеся в последнее десятилетие, которые позволяют мне выражать свое видение мира.
Личная мотивация моей работы глубоко связана с бесконечным стремлением к самосовершенствованию, как художника, так и человека. Каждый проект, каждый снимок — это новый вызов, возможность узнать что-то новое, преодолеть собственные ограничения и расширить границы своего мастерства. Фотография для меня — это способ коммуникации с миром, форма диалога, который позволяет мне выражать свои мысли и чувства, делиться ими с другими.
Я работаю ради создания значимого искусства, которое останется актуальным и вдохновляющим через годы, сохраняя в себе отпечаток времени и эмоциональную силу момента.