Напоминаем, что уже совсем скоро, 13 марта, Электротеатр представит видеоинсталляцию, посвященную спектаклю «Книга висячих садов». А пока рады поделиться с вами текстом Бориса Юхананова про то, как в проекте удалось воплотить капсульное время.
«Опера нон-стоп. Книга висячих садов» – это проект-размышление Электротеатра Станиславский на тему мифа о садах Семирамиды, правительницы Вавилона. За основу взят цикл песен австрийского и американского композитора Арнольда Шенберга «Книга висячих садов», написанных для голоса и фортепиано на стихи Стефана Георге. В 15-ти произведениях Шенберг рефлексирует над личной драмой: его жена Матильда ушла к одному из самых значимых художников экспрессионизма – Рихарду Герстлю, однако вскоре вернулась к мужу, что привело к самоубийству 25-летнего художника.
«Книга висячих садов» стала началом атонального периода в музыке Шенберга: теперь композиции, которые сам композитор называет «пантональными», лишены центральной тональности и традиционных мелодических прогрессий, а созвучие заменяется на пронизывающий гармонический диссонанс.
Действие самой оперы, которая в режиме тотальной репрезентации оказывается на территории нон-стопа, проходило в галерее «Коллектор» в форме театрализованного перформанса. Арт-объектами, обеспечивающими перформативную территорию для оперы в галерее, стали ажурные скамьи, линии которых напоминали о нотном стане и композиции Шенберга – эти партикабли были подсвечены таким образом, что тени от них переходили на все пространство. Костюмы певцов образовывают собой некий «микросад», так же, как и скамьи, украшенные мелкими цветами. Видеопроекция рассказывает о взаимоотношениях между двумя мужчинами и женщиной при помощи видео-теневых фигур. В ажурной лодке развивается тема нотного стана. Тени от неё перерастают в видеопроекцию, на которой женщина уходит от друга-художника. Кульминацией жизни теней оказывается тень друга, совершившего самоубийство.
Основание перформативного ландшафта, в котором прокладываются тропы для зрителей, принимает на себя трагику цикла включением мотива сада чёрных тюльпанов: издалека похожие на точки, цветы напоминают похоронную процессию, следующую за объектом. Каждая сцена является замкнутым циклом, тем самым воплощая капсульное время.
В рамках проекта "Опера нон-стоп" с 13 по 17 марта с 12:00 до 22:00 (вход до 21:00) в Электротеатре Станиславский.