22 мая на Основной сцене состоится концерт композитора и музыканта Камиля Чалаева и Cancel music CLXXVII
Как и Борис Юхананов, Камиль Чалаев начал свою профессиональную деятельность в кругах столичного андеграунда 1970-х, а в 1980-х годах активно участвовал в проектах Театра Театра и создал музыку к спектаклю "Октавия" (1989), о котором мы недавно писали в связи с фотовыставкой "Эхо андеграунда". Один из показов "Октавии" проходил на открытии Свободной академии — первого в России независимого учерждения, где педагогами выступили представители андеграунда и "новой культуры". Чалаев, наряду с Борисом Юханановым, входил в Совет мастеров академии. Вот подробный рассказ с фото и видеоматериалами.
Камиль Чалаев также работал с Анатолием Васильевым на Поварской и в Comédie-Française, с социальными отделами по работе с детьми мигрантов, с детьми в сфере звукотерапии. Передвигался между разными странами и оказался во Франции, а затем в Армении.
Концерт 22 мая будет состоять из двух частей. В первой будет исполнено произведение «22 контрапункта. Между небом и землей», написанное в течение 2019 года, когда композитору приходилось много летать к своей пожилой матери. «Число 22, — говорит Камиль Чалаев, — это сакральное число в разных цивилизациях, в том числе в иудейской».
Музыка Камиля Чалаева построена на тишине, на паузах: «Чем больше я играю, тем больше расставляю звуки. Я очень долго над этим произведением работал и слушал себя. И наконец понял, как должен это сделать. В моей настоящей версии это тишина берет слушателя. Не сами звуки, а именно то, что между ними происходит. Это связано с разными теориями тишины. Просто по-французски тишина — это silence, то есть пауза».
Во второй части концерта в своем новом оригинальном произведении Чалаев обратится к шедеврам прошлого. Переизбыточное самоприсвоение наследия Баха и Моцарта воплотится в своего рода петрургии, переплавлении магмы мелодий в домне ультрахроматического 24-тонового разделения октавы. Произведение, по словам композитора, представляет «неравную битву с алгоритмами автоматического узнавания музыки».