МИРРИМ: зеркала́ мира
9 августа 2024
Фото Андрея Безукладникова

МИРРИМ продолжает вдохновлять на новые отзывы. И они так же разнообразны, как и сам проект. Сегодня делимся текстом Татьяны Данильянц — кинорежиссера и поэта, выпускницы МИР-3.

На сегодняшний день МИРРИМ, 20-дневный спектакль в трех частях (Подмостки-Элизиум-Дорога), созданный сочиняющим сознанием мастерской МИР-6, пережил три эволюционных реинкарнации. Начавшись осенью 2022 года (одновременно с созданием масштабного видеопродукта с последующей трансляцией в VK), он прошел весь следующий год, будучи показанным еще дважды: весной и осенью 2023 года. Мне повезло увидеть первый показ полностью на сцене и глубинно пережить происходящее. Потому что такое действо лучше всего передается (переживается) «живьем», в непосредственном контакте со энергией сцены.

Тут, наверно, надо сделать своего рода врезку, рассказав о своем личном опыте взаимодействия с «новой процессуальностью», – так, создатель, идеолог этого метода, Борис Юхананов, называет происходящее. Будучи участницей МИР-3, в 1995 году я приняла участие в проекте «Здравствуй и прощай, Дон-Жуан», особого рода действи, созданном на пересечении двух модусов: классического текста Мольера и вольных этюдов участников МИР-3 на заданную тему. Об этом я написала рецензию, опубликованную в № 8 Художественного журнала (1995 год).

За последние четверть (или больше) века мы прошли измерения своих IQ (коэффициент интеллекта), EQ (коэффициент эмоционального интеллекта), сегодня же психологи и бизнес-коучи говорят о новом коэффициенте: адаптивного интеллекта (adaptive intelligence). Думаю, что МИРРИМ имеет непосредственное отношение к этому, продиктованному вызовами современности, явлению и способу существования. МИРРИМ – это живое предъявление пульсирующей материи, ткани изменения как таковой.

Поперечный срез времени и времен. Тотальная и глокальная инсталляция (glocal – термин, означающий одновременное присутствие глобального и локального). Все со всем и все во всем. Это неполный перечень определений, возникающих по мере вживания, проживания и переживания проекта МИРРИМ.

Сложноустроенная и прихотливо обеспечиваемая зрелищность проекта, его спектакулярность; немыслимые по изобретательности аттракционы, «умная среда», прямо транслирующая и отдающая смыслы – это все о МИРРИМ.

Я бы выделила то, о чем стоит думать, думая о МИРРИМ:

- конечно, о новой процессуальности

- о тотальности, глокальности

- о материи спектакля и ее свойствах

А теперь пришло время коротких внутренних реплик-заметок, сделанных прямо во время спектаклей, день за днем, шаг за шагом, спектакль за спектаклем, время за временем.

  1. слепки времени
  2. мерцающая ткань спектакля (действа), ее перетекания, колыхания, мерцания
  3. трансформация метаморфозы: сон-космос-явь больше, чем жизнь
  4. быт и бытие сливаются в яви-сновидении, ясно-видении, рапиде времен(и) и времени времен, под прицелом которых обретают конкретику: грубые пляски в сельском ДК или изысканное действо как в фильмах Алена Рене…
  5. полилогичность и их тотальность
  6. натурализм
  7. меняется энергия: разреженная, жидкая, текущая…пульсирующая вспышка
  8. выделенное время: этажи, регистры, слои
  9. иллюзорность: экран в театре: другая реальность
  10. черный квадрат неопознанности
  11. изменение течения времен(и)
  12. аудиослои
  13. прототипы и архетипы
  14. люди из разных эпох: проницаемость времени
  15. неисчезающая материя
  16. фигура сверхрежиссера
  17. зыбкость, изменчивость
  18. регистры метаморфоз(ы): изменчивость регистров [не за всем успевает (о)сознание]
  19. организованная многофигурность
  20. «темная материя» действа
  21. отдаленно похожее, не по свойствам (но по существу?), на «Доктор Фаустус» Александра Сокурова
  22. проявление инфернального мира среди людей: почти непереносимое напряжение зла, усиленное световыми и звуковыми эффектами
  23. особая плотность и особая разряженность действа
  24. пусто́ты: не иллюстративность
  25. Симультанность одномоментность

Деррида: что сшивает все это вместе?
Природа фрагмента.
Что сшивает вместе мир и его осколки?
Где его объединение, в чем его единство?

  1. Картины мира:

непонятные существа
проданное сакральное
поп и священное
частные истории
миф
высокое
узнаваемые персонажи
приметы [отметы] времен и мифов
Мы так и чувствуем!
узнавание
единение

  1. Универсальная природа театра (культуры)
  2. Мир, объятый войной: неотложимый фон. Всегда
  3. Сырое и сделанное. Где границы?
  4. сложная слаженность
  5. МИРРИМ – зеркала́ мира.
  6. Единство мира: дыхание мира, всех его частей.
  7. Мы не можем игнорировать весь мир: мы видим его        

         целиком, но не цельным. Цельным. Целиком. Цельно.

  1. Поперечный срез хроноса. Пересечение хроноса и

         кайроса. Разверстка времен. Напластование времен.

         Напластование времен. Линза.

  1. Непроницаемость времени-проницаемость времен       \

         Парадокс

  1. перекодировка реальности
  2. Куда нам вернуться? Если у нас такое место – или его

         больше нет и не будет?

  1. авангард XX века входит д р у г а я т и ш и н а входит
  2. Мгновенные моментальные метаморфозы: динамичные 

         среды (мэппинг, видеоарт)

  1. Сочиняющее сознание XXI века: 202220232024
  2. частное: покой, красота, воспоминания
  3. внешнее – это внутреннее
  4. воспоминание как таковое: память коллективно-поколенческая и индивидуальная
  5. парад персонажей
  6. механика действия: номера

швы между сценами

  1. Как появляется высокое? Через интеграл
  2. современность-своевременность
  3. незащищенный мир-дом-площадь
  4. слои-действия
  5. Как запускается механизм игры?
  6. К этому подгружается наш опыт. Что-то оживляет(ся)

Мой опыт соединяется с этим: как?

  1. Душа, захваченная переживанием. Душа, за(о)хваченная временем.
  2. Я иду назад или вперед?
  3. Что-то задевает в тебе – и ты оживаешь!
  4. Соединение времен. Сшивание их
  5. Подражает ли театр кино, а кино театру?
  6. Малевич: Мир как беспредметность.
  7. Цифровая вода
    о, цифра
    цифровая наша жизнь
    поклажа света:
    трепет жизни нашей.
  8. Распутай узел жизни!
  9. волчица-ковчег
  10. Эпохи и связи. Связи и эпохи
  11. И некуда спешить. Война закончена. И мир на(из)(вз)лете.
  12. Третья реинкарнация постановки вошла в сильно ощутимый резонанс с настоящим временем.
  13. самопорождение – самоопорожнение
  14. Все крутится одновременно: «гончарная фигуративность»
  15. «От неочевидности – до неопределимости»
  16. «Что больше: вера, игра или радость»
  17. «Композиция рисует себя»
  18. расплакалась-расплавилась
  19. Попытка моментального распознавания, потому что смыслы поставляются СРАЗУ. 
  20. И: новая процессуальность: «я автор мифа, в котором и участвую».

 

26 октября 2022 – 18 марта 2024

  • все закавыченные высказывания – из встречи с Борисом Юханановым (31.11.2023, Электротеатр)

Татьяна Данильянц – поэт, кинорежиссер, художник, искусствовед, исследователь культуры; член Международной Ассоциации Арт-критиков (AICA), участница МИР-3 (19941997)