МИРРИМ продолжает вдохновлять на новые отзывы. И они так же разнообразны, как и сам проект. Сегодня делимся текстом Татьяны Данильянц — кинорежиссера и поэта, выпускницы МИР-3.
На сегодняшний день МИРРИМ, 20-дневный спектакль в трех частях (Подмостки-Элизиум-Дорога), созданный сочиняющим сознанием мастерской МИР-6, пережил три эволюционных реинкарнации. Начавшись осенью 2022 года (одновременно с созданием масштабного видеопродукта с последующей трансляцией в VK), он прошел весь следующий год, будучи показанным еще дважды: весной и осенью 2023 года. Мне повезло увидеть первый показ полностью на сцене и глубинно пережить происходящее. Потому что такое действо лучше всего передается (переживается) «живьем», в непосредственном контакте со энергией сцены.
Тут, наверно, надо сделать своего рода врезку, рассказав о своем личном опыте взаимодействия с «новой процессуальностью», – так, создатель, идеолог этого метода, Борис Юхананов, называет происходящее. Будучи участницей МИР-3, в 1995 году я приняла участие в проекте «Здравствуй и прощай, Дон-Жуан», особого рода действи, созданном на пересечении двух модусов: классического текста Мольера и вольных этюдов участников МИР-3 на заданную тему. Об этом я написала рецензию, опубликованную в № 8 Художественного журнала (1995 год).
За последние четверть (или больше) века мы прошли измерения своих IQ (коэффициент интеллекта), EQ (коэффициент эмоционального интеллекта), сегодня же психологи и бизнес-коучи говорят о новом коэффициенте: адаптивного интеллекта (adaptive intelligence). Думаю, что МИРРИМ имеет непосредственное отношение к этому, продиктованному вызовами современности, явлению и способу существования. МИРРИМ – это живое предъявление пульсирующей материи, ткани изменения как таковой.
Поперечный срез времени и времен. Тотальная и глокальная инсталляция (glocal – термин, означающий одновременное присутствие глобального и локального). Все со всем и все во всем. Это неполный перечень определений, возникающих по мере вживания, проживания и переживания проекта МИРРИМ.
Сложноустроенная и прихотливо обеспечиваемая зрелищность проекта, его спектакулярность; немыслимые по изобретательности аттракционы, «умная среда», прямо транслирующая и отдающая смыслы – это все о МИРРИМ.
Я бы выделила то, о чем стоит думать, думая о МИРРИМ:
- конечно, о новой процессуальности
- о тотальности, глокальности
- о материи спектакля и ее свойствах
А теперь пришло время коротких внутренних реплик-заметок, сделанных прямо во время спектаклей, день за днем, шаг за шагом, спектакль за спектаклем, время за временем.
- слепки времени
- мерцающая ткань спектакля (действа), ее перетекания, колыхания, мерцания
- трансформация метаморфозы: сон-космос-явь больше, чем жизнь
- быт и бытие сливаются в яви-сновидении, ясно-видении, рапиде времен(и) и времени времен, под прицелом которых обретают конкретику: грубые пляски в сельском ДК или изысканное действо как в фильмах Алена Рене…
- полилогичность и их тотальность
- натурализм
- меняется энергия: разреженная, жидкая, текущая…пульсирующая вспышка
- выделенное время: этажи, регистры, слои
- иллюзорность: экран в театре: другая реальность
- черный квадрат неопознанности
- изменение течения времен(и)
- аудиослои
- прототипы и архетипы
- люди из разных эпох: проницаемость времени
- неисчезающая материя
- фигура сверхрежиссера
- зыбкость, изменчивость
- регистры метаморфоз(ы): изменчивость регистров [не за всем успевает (о)сознание]
- организованная многофигурность
- «темная материя» действа
- отдаленно похожее, не по свойствам (но по существу?), на «Доктор Фаустус» Александра Сокурова
- проявление инфернального мира среди людей: почти непереносимое напряжение зла, усиленное световыми и звуковыми эффектами
- особая плотность и особая разряженность действа
- пусто́ты: не иллюстративность
- Симультанность одномоментность
Деррида: что сшивает все это вместе?
Природа фрагмента.
Что сшивает вместе мир и его осколки?
Где его объединение, в чем его единство?
- Картины мира:
непонятные существа
проданное сакральное
поп и священное
частные истории
миф
высокое
узнаваемые персонажи
приметы [отметы] времен и мифов
Мы так и чувствуем!
узнавание
единение
- Универсальная природа театра (культуры)
- Мир, объятый войной: неотложимый фон. Всегда
- Сырое и сделанное. Где границы?
- сложная слаженность
- МИРРИМ – зеркала́ мира.
- Единство мира: дыхание мира, всех его частей.
- Мы не можем игнорировать весь мир: мы видим его
целиком, но не цельным. Цельным. Целиком. Цельно.
- Поперечный срез хроноса. Пересечение хроноса и
кайроса. Разверстка времен. Напластование времен.
Напластование времен. Линза.
- Непроницаемость времени-проницаемость времен \
Парадокс
- перекодировка реальности
- Куда нам вернуться? Если у нас такое место – или его
больше нет и не будет?
- авангард XX века входит д р у г а я т и ш и н а входит
- Мгновенные моментальные метаморфозы: динамичные
среды (мэппинг, видеоарт)
- Сочиняющее сознание XXI века: 202220232024
- частное: покой, красота, воспоминания
- внешнее – это внутреннее
- воспоминание как таковое: память коллективно-поколенческая и индивидуальная
- парад персонажей
- механика действия: номера
швы между сценами
- Как появляется высокое? Через интеграл
- современность-своевременность
- незащищенный мир-дом-площадь
- слои-действия
- Как запускается механизм игры?
- К этому подгружается наш опыт. Что-то оживляет(ся)
Мой опыт соединяется с этим: как?
- Душа, захваченная переживанием. Душа, за(о)хваченная временем.
- Я иду назад или вперед?
- Что-то задевает в тебе – и ты оживаешь!
- Соединение времен. Сшивание их
- Подражает ли театр кино, а кино театру?
- Малевич: Мир как беспредметность.
- Цифровая вода
о, цифра
цифровая наша жизнь
поклажа света:
трепет жизни нашей. - Распутай узел жизни!
- волчица-ковчег
- Эпохи и связи. Связи и эпохи
- И некуда спешить. Война закончена. И мир на(из)(вз)лете.
- Третья реинкарнация постановки вошла в сильно ощутимый резонанс с настоящим временем.
- самопорождение – самоопорожнение
- Все крутится одновременно: «гончарная фигуративность»
- «От неочевидности – до неопределимости»
- «Что больше: вера, игра или радость»
- «Композиция рисует себя»
- расплакалась-расплавилась
- Попытка моментального распознавания, потому что смыслы поставляются СРАЗУ.
- И: новая процессуальность: «я автор мифа, в котором и участвую».
26 октября 2022 – 18 марта 2024
- все закавыченные высказывания – из встречи с Борисом Юханановым (31.11.2023, Электротеатр)
Татьяна Данильянц – поэт, кинорежиссер, художник, искусствовед, исследователь культуры; член Международной Ассоциации Арт-критиков (AICA), участница МИР-3 (1994–1997)