Сегодня в рубрике «Фотоистория» рассказываем о еще одной редкой фотографии. Этот кадр сделан фотографом Владимиром Фридкесом в 1995 году, на нем – редакция журнала «Эстет»
Вы наверняка узнали некоторых людей на фото, но не слышали о журнале «Эстет». Громкий старт и далеко идущие планы редакции, большая презентация в Доме кино, обложка авторства AES, известные авторы из разных областей культуры и поэтесса Татьяна Щербина во главе издания. Но первый номер журнала «Эстет» в итоге стал единственным номером.
На фото слева направо сидят: Илья Колли (поэт, ответственный секретарь журнала), Алексей Тарханов (искусствовед, журналист, в то время заведующий отделом культуры в «Коммерсанте»), поэт Алексей Парщиков (1954–2009), Евгений Святский (художник, член группы AES), Евгений Дуков (социолог, в то время профессор продюсерского факультета ГИТИС), Андрей Плахов (кинокритик, киновед), Татьяна Щербина (поэтесса, прозаик, переводчик и главный редактор журнала).
Стоят: искусствовед, арт-критик Андрей Ковалев (1958–2024), Владимир Мирзоев (режиссер театра и кино), сотрудник Станислава Белковского – издателя журнала (мы не смогли найти его имя, но если вы знаете, напишите на info@borisyukhananov.ru), Александр Горшков (верстальщик журнала), режиссер Борис Юхананов.
В 1995 году Татьяна Щербина вернулась в Москву из Парижа, где жила несколько лет. Борис Юхананов познакомил ее со Станиславом Белковским – российским политологом и публицистом, в то время мечтавшим основать издательский дом. Замысел был масштабен: создать конкуренцию ИД «Коммерсант» (основанная в 1990 году газета «Коммерсантъ» была первым частным изданием в России и вокруг нее был невероятный ажиотаж, а тиражи газеты только за первый год выросли до 500 000 экземпляров). Таким образом, Белковский с помощью средств от собственного бизнеса дал старт сразу трем журналам: «Недвижимость в России», «Гурман» (главным редактором стала ресторанный критик Дарья Цивина) и журналу о культуре «Эстет».
В 1995 году была сформирована редакция, осенью приступившая к работе над первым номером. Художники группы AES (Татьяна Арзамасова, Лев Евзович и Евгений Святский) работали над дизайном журнала. После этой работы и по сей день группа носит название AES+F, по первым буквам фамилий + «Ф», присоединившийся к ним Владимир Фридкес, автор этой фотографии.
Каждый автор отвечал за свою область культуры: Андрей Плахов заведовал рубрикой о кино, Лариса Юсипова писала о театре, Андрей Ковалев – об искусстве, Татьяна Щербина и другие авторы – о литературе. Редакция разрабатывала стратегию на несколько номеров вперед. Несмотря на то, что создатели журнала «Эстет» в прошлом формировали позднесоветский и постсоветский андеграунд, у издания не было специального акцента только на «вторую культуру» – внимание уделялось и магистральным процессам в искусстве. В целом, как и упомянутый «Коммерсантъ», журнал «Эстет» был уже современным – в смысле несоветским – журналом. Редакционная политика опиралась на менее очевидные критерии при отборе материала. Например, преемственность и старшинство: в первом номере «Эстета» были опубликованы стихи Генриха Сапгира, во втором были запланированы более молодые поэты.
В 1996 году состоялась роскошная презентация в Доме кино с огромным количеством гостей. Это было большое светское мероприятие, куда издатель Станислав Белковский пригласил официальных лиц, банкиров и устроил невероятный банкет. Активно обсуждались планы по развитию издательского дома.
В середине 1990-х годов в России не было большого журнала о культуре, и «Эстет» уверенно вошел в культурный процесс с намерением занять эту нишу. Но, к сожалению, оказался зависим от процессов в бизнес-среде: непредсказуемые кульбиты 90-х разорили фирму, которая спонсировала издание, и первый номер журнала оказался последним.
P. S.: Мы уже рассказывали в этой рубрике о другой фотоработе Владимира Фридкеса, сделанной в том же 1996 году: «DejaVu. Групповой портрет московского арт-сообщества». На нем можно найти некоторых участников этой истории о журнале «Эстет».
Благодарим Татьяну Щербину за предоставленное фото