
С самого начала Электротеатр развивался в нескольких важнейших направлениях: новопроцессуальные проекты, мастера театра, современная опера, дебюты. Сегодняшний пост посвящен сотрудничеству Бориса Юхананова с тремя выдающимися мастерами театра: Теодоросом Терзопулосом, Хайнером Геббельсом и Ромео Кастеллуччи. Все трое поставили по спектаклю на сцене Электротеатра, а в 2017 году Юхананов представил проект, посвященный их совместной работе.
В интервью журналу "Сноб" Борис Юхананов сравнивал образ работы в театре с фабрикой мастеров: "Вот, допустим, есть фабрика, на ней мастера — фабрика мастеров. Для меня критерием человека, способного работать на фабрике, является его мастерство, выясненность стиля и художественного формата, в котором он работает. Наряду с этим идет нон-форматная революция, преодоление формата как такового. Но есть индивидуальный формат творчества. К примеру, я зову мастеров, но это ни в коем случае не эксперимент. Этими мастерами являются режиссеры, принадлежащие к разным образам театра. Ромео Кастеллуччи — не экспериментатор, а огромный мастер определенного типа театра. Или Хайнер Геббельс — это иной тип мастера. Один идет от музыки, он скорее композитор, который стал режиссером, другой – художник. Или Теодорос Терзопулос — совсем другого времени режиссер и мастер".

Греческий режиссер Теодорос Терзопулос поставил спектакль, которым открылся Электротеатр десять лет назад. "Вакханки" по пьесе Еврипида — результат особого тренинга с актерами. Сложная пластическая техника, управление голосом, хореографические партии в исполнении актерского ансамбля Электротеатра создали художественное высказывание современного режиссера на тему античной трагедии. "Вакханки" до сих пор в репертуаре.
Следующим приглашенным мастером был Ромео Кастеллуччи — всемирно известный режиссер, перформер и художник. Спектакль "Человеческое использование человеческих существ" репетировался еще до официального открытия Электротеатра. Это стало первой постановкой Кастеллуччи в российском репертуарном театре.

Фото Олимпии Орловой
Театровед Кристина Матвиенко пишет: "Для спектакля, одновременный просмотр которого возможен только для 100 человек, всё фойе театра было затянуто специальной полиэтиленовой пленкой, а на Основной сцене можно сидеть прямо на войлочном полу, наблюдая за тем, как артисты вносят и поворачивают огромный круг с текстом на универсальном языке, изобретенном Клаудией и Ромео Кастеллуччи. «Человеческое использование» стало невероятно важным опытом — и для тех, кто осуществлял его сложную механику внутри театра, и для зрителей, столкнувшихся с совершенно отдельным, не похожим ни на какие другие, сознанием художника, работающего в театре как на площадке современного музея".
В архиве есть расшифровка публичной беседы Бориса Юхананова и Ромео Кастеллуччи, рекомендуем к прочтению.
В 2016 году на Основной сцене театра состоялась премьера немецкого режиссера Хайнера Геббельса "Макс Блэк или 62 способа подпереть голову рукой. В технически сложном, оснащенном множеством механических устройств и пиротехники спектакле, главную роль сыграл актер Электротеатра Александр Пантелеев. "Спектакль «Макс Блэк» необыкновенно подходит обстановке Электротеатра Станиславский, по-особому аскетичной, ультрасовременной и в то же время демонстративно вне времени, как будто за дверями и окнами нет, и никогда не было, громыхающей Тверской и ежедневного вала угнетающих новостей. Образ этого спектакля, а отчасти и самого Электротеатра, — погруженная в полумрак лаборатория алхимика мысли, где время склонно замедляться и ускоряться, растягиваться и сжиматься, пульсировать современностью и растекаться бесконечностью, обволакивая приглушенными тонами, дымной завесой, будоража не слишком гармоничными звуками и запахом серы". (Мария Хализева, "Экран и сцена")

Своеобразным продолжением творческого диалога Бориса Юхананова с каждым из трех режиссеров стал его проект "Тающий апокалипсис". Это трехканальная инсталляция создана как отражение индивидуальностей трех художников. Хайнер Гёббельс, Теодорос Терзопулос и Ромео Кастеллуччи вступают в диалог с Борисом Юханановым, одновременно нанося кисточкой воду на небольшую каменную доску. Непредсказуемость таяния воды запускает ассоциативный ряд, связанный с процессом их работы над спектаклями. Ровно таким же непредсказуемым является творчество как таковое. Эти рисунки, постепенно испаряясь, фиксируют, тем не менее, методологию каждого из героев проекта. Задокументированный с помощью видео процесс рисования расположен на трех экранах, при приближении к каждому из которых можно услышать текст, произносимый героями инсталляции в камеру.
Проект впервые был представлен в ноябре 2017 года на фестивале Новый Европейский Театр NET.

"...Это не просто дает возможность увидеть результат творения столь разных и по своему великих мировых режиссеров, а демонстрирует как каждый из них открывает для себя непредсказуемость творческого акта. У зрителя же есть возможность вникать или наблюдать. Юхананов стремится тут восполнить тоску по спокойному общению, подчеркивая, что у нас не просто не развита, а отсутствует культура для свободного разговора и созерцания. Поэтому никакие интерпретации не навязываются, и время здесь течет особым образом, продиктованным таянием воды". (Inner Emigrant)