
Вчера Электротеатр отмечал десятилетие и принимал гостей. В фойе состоялась беседа о том, что важного произошло за эти годы (очень много!), в которой приняли участие Борис Юхананов, Ирина Золина, Марина Андрейкина и Анастасия Нефёдова. Команда театра подготовила видеоролик об истории Электротеатра Станиславский. А затем была презентована выставка Олимпии Орловой. Вечер завершился спектаклем Теодороса Терзопулоса "Вакханки", как и ровно десять лет назад. Делимся фотохроникой Наталии Чебан и некоторыми отзывами гостей. Пост будет обновляться.






Отзывы
Татьяна Данильянц:
Мне выпала честь быть сегодня на 10-летии Электротеатра. Я могу сказать много слов, но буду лаконична.
В холодном, леденящем декабре 1994 года я, выпускница Суриковского института, отличница, ироничная и даже скептически настроенная, оказалась в пространстве разбора Мольера в МИР-3. Шла я туда без наития. Шла, потому что меня настойчиво звали (спасибо Оксане навсегда!)...
Ну, и осталась навсегда.
Борис Ю. Юхананов, поздравляю Вас (так и не могла перейти на "ты")... с десятилетием Электротеатра! С тем, что Вы осветили мою жизнь и жизнь многих...и показали "территорию неуничтожимого счастья". Будьте!
Источник
Дмитрий Лисин:
Пошивочный цех Как такое возможно, Электротеатру 10 лет? Да ладно, не бывает таких скоростей. Не прошло и десяти минут, как проскочили десять лет. Я понимаю, что для красавиц и красавцев Электротятра репетиции и такли заняли сто лет, а для нас, студентов прохладной жизни, наблюдателей и ценителей, толпящихся снаружи — месяц, от силы. А прошедшие три года всех нас, с обеих сторон сцены, превратили в кукол на свалке времени. Время куколда, время пяти золотых, хищной Раффлезии, Карабасов и Пиноккио правит! Что такое Электротятр? Место силы, клуб горящих глаз, антисекта, ибо принципиально разомкнутая. Приходи, учись в МИРах, работай геодезистом. В смысле, что тятр всегда был и будет хобби, причём самым глубинным из всех. Почему? Потому что настоящий тятр приводит к изменению состояний сознания, и нет большего манка. Когда же мы в норме, не производим имагинаций и новых личностей, то занимаемся обычной работой производства себя, то есть растим до гигантских размеров закреплённую с рождения маску. Мы шьём себя целую жизнь. К маске пристрачиваете кое-какое барахлишко, то есть ручки-ножки-тулово, плюс типичные жесты, плюс пошив одёжки — и кукла жизни готова. Это прекрасные куклы, если сравнить с "куколдами". Потому что за последние три года в другом, гигантском, инфернальном театре, кроме нормальных кукол, появились хищные куколды. Натуральные каннибалы и вампиры, герои самого чёрного трэша на сцене Шаданакара. Да и хер с ними, с куколдами, что упадут в пропасть неизбежно. Вернёмся в блаженный Электро. О творце Электротятра невозможно сказать, потому что он о себе намного глубже говорит, импровизируя идеями об устройстве мира. Спасибо ему за уникальность Электротятра. Пошивочный цех с нами!
Источник

Про Театр Медиа:
СЕГОДНЯ 10 ЛЕТ ИСПОЛНЯЕТСЯ ЭЛЕКТРОТЕАТРУ СТАНИСЛАВСКИЙ
Поздравляем театр Бориса Юхананова с такой кругленькой датой! Одно из редких мест, у которого есть свое лицо и отголоски чисто европейского театра.
А еще пара интересных фактов:
В корнях этого театра лежит история оперно-драматической экспериментальной студии К. С. Станиславского. А в здании на Тверской был когда-то кинотеатр «Арс». Вообще словом «электротеатр» первоначально называли кинотеатры, наименование это появилось в России в начале XX века.
Соединяя в себе традиции оперно-драматической студии, бывшего кинотеатра и классического репертуарного театра, Электро прямо сейчас — это место, где идет и современная опера, и драма, и авторское кино.
Электротеатр — это культурный центр, куда ты можешь прийти не только перед спектаклем, но и вообще в любое время: выпить кофе, купить книжечку по истории театра или кино в местном книжном, посмотреть выставку.
Основная площадка для показа спектаклей — инновационная сцена-трансформер с технологичным потолком, подъемниками и крутейшей акустикой. Тут даже если актеры и говорят в микрофон — нет ощущения искусственности.
В основе художественного начала театра Юхананова — концепция «Новой процессуальности» — стратегия постановки спектаклей, когда пьеса еще может быть недописана, а репетиции уже идут. Премьера же — не финальная часть постановки спектакля, а промежуточная: в будущем спектакль может обрасти выставкой и даже фильмом. Тут вообще много аспектов у этого концепта, когда-нибудь расскажем подробнее, если вам интересно (ставьте лайки)
В театре можно увидеть постановки известных европейских режиссеров с мировым уровнем: Кастеллуччи, Терзопулос, Гёббельс. А еще спектакли-сериалы от самого Юхананова, которые идут неделями.
Наши рекомендации:
Тартюф (реж. Филипп Григорян) — изобретательная и ироничная адаптация Мольера с Тартюфом - Григорием Отрепьевым. Отличный спект для знакомства с самим театром
Ссылка (https://electrotheatre.ru/repertoire/spectacle/3)
Пиноккио.Лес и Пиноккио.Театр (реж. Борис Юхананов) — с них можно начать знакомство с мирами Бориса Юрьевича и его «новопроцессуальностью».
Ссылка (https://electrotheatre.ru/repertoire/spectacle/537)
Вакханки (реж. Теодорос Терзопулос) — пластичное древне-греческое действо с конфликтом инстинкта и логики.
Ссылка (https://electrotheatre.ru/repertoire/spectacle/82)
А какой у вас любимый спектакль в Электротеатре Станиславский?
Слава Шадронов:
Тимпан над головой фригийской: 10-летие Электротеатра Станиславский
Как и к остальным амбициозным культпроектам середины 2010-х, я поначалу относился к Электротеатру Станиславский не без скепсиса... но кажется - чему сам прежде всего радуюсь - именно с ним (похоже, что только с ним единственным...) ошибся. По крайней мере за 10 лет при всех изменениях внешних обстоятельств в Электротеатре случилось много чего значительного и привлекательного, в том числе и лично для меня как зрителя. С одной стороны, это репертуарный театр - а в его репертуаре спектакли, как и в любом нормальном театре, есть разные, есть очень разные... а есть даже и просто хорошие, мои любимые, которые я не раз, не два готов смотреть. Кстати, по случаю юбилея пересмотрел и "Вакханок" Теодорооса Терзопулоса, премьерой которых 10 лет назад Электротеатр открывался - тем более, что их больше уже точно не будет до конца сезона и, скорее всего, не будет в прежнем составе... а нынешний и так отличается (что заметно особенно по ансамблю Вторых Вестников) от премьерного. Но второй раз увидеть "Вакханок" мне было важно скорее в ритуальном аспекте - тогда я смотрел их, стоя на балконе, сейчас из ближнего партера... спектакль, допустим, качественно в своем роде выстроенный, конечно, декоративен, и его претензии равно и на "авангардизм", и на традиционализм выглядят надуманными, новаторство Терзопулоса осталось в прошлом веке, архаика же у него изначально стилизованная (в лучшем случае) и довольно искусственная, особенно если сравнить со свежими "Вакханками" Юрия Муравицкого (также присутствовавшего на праздновании 10-летия Электротеатра), идущими неподалеку (чуть дальше "вдоль по Питерской", на Ленинградском проспекте), решенными через переосмысленные в сегодняшнем ключе методы "комедии дель арте", потому что справедливо полагать (и еще в "Медее" Камы Гинкаса тот же принцип реализовался почти двадцать лет назад), трагедию на сцене всерьез играть сегодня невозможно, тогда как постановка Теодороса Терзопулоса, при всей эффектности выразительных средств, донельзя серьезна. Однако, по счастью, избытком "сурьеза" вовсе не грешат собственные опусы руководителя Электротеатра, вскоре ожидается следующая премьера Бориса Юхананова, очередной мега-проект "ПикНик", но и предыдущие, в первую очередь мой любимейший "Пиноккио", с недавних пор существующий и в театральном, и в кинематографическом воплощениях (а фильм сильно отличается от спектакля, и одно другого не подменяет) -
https://users.livejournal.com/-arlekin-/4769192.html
- тотально самоироничны, как и собственные, от первого лица, высказывания Бориса Юрьевича, которые можно воспринимать одновременно и как "проповедь", и как "стендап". После его предшествовавшего демонстрации "Вакханок" юбилейного спича про "волшебные автомобили", которые "мчатся по золотым туннелям", прорываясь в "метафизическое", я тоже позволил себе выступить - впервые, по-моему, с 10-летия телешоу "Дом-2" (к созданию которого, между прочим, Борис Юрьевич тоже причастен...) - немножко "поумничал" насчет "постиронии" и "метамодерна" (дескать, Юхананов формировал свои творческие принципы на фоне постмодернистских мод, и в них плохо вписывался, опережая время, а сейчас моды Юхананова догнали), но это, допустим, схоластическая (и опять же "постироническая") фигня; вот что хотелось бы зафиксировать в связи с 10-летием Электротеатра - это сознательный и фундаментальный отказ Бориса Юхананова и в собственном творчестве, и в должности руководителя институции, от иерархических "вертикальных" установок и от манипулятивных приемов; по желанию то, что он делает, можно воспринимать и как мистическое откровение, и как отвязное распиздяйство (коль скоро он себя называет "московским распиздяем" сам); вернее, одно другого не отменяет и не исключает, наоборот, работает как лампочка, эмблема заведения, выключатель от которой у тебя под рукой, щелкаешь, переключаешь, и меняешь "оптику" по собственному вкусу, желанию, настроению... - по-моему убеждению, искусство только вне манипуляции и возможно (дидактику, любой идейной наполненности, я не воспринимаю), но тут еще обнаруживается любопытный момент, что не всякая даже открытая структура дает постороннему в руки рычаг управления оптикой взгляда на нее, и в отличие от в чем-то близких, аналогичных форм (у Юрия Погребничко к "выключателю" и близко не подпустят... - беру пример из явлений сопоставимого художественного масштаба), юханановские остаются полностью в твоем распоряжении, субъективном и спонтанном... это чрезвычайно ценный, пожалуй что уникальный на русскоязычном театральном пространстве опыт! И сам Борис Юрьевич, напоминающий доктора Фаустролля в своих "патафизических" деяниях и суждениях (а с годами даже внешне стал на него похож, точнее, приблизился к моим о нем представлениям), так что относится к "лампочке" - не как к источнику "просвЯщения", но как к предмету игры: нажал - отпустил, включил - выключил, светло - темно, ужасно - весело. Юбилейный концерт, впрочем, обошелся без "страшилок", ну или они, во всяком случае, тоже получились веселыми: артисты в узнаваемых (на глаз постоянного зрителя Электротеатра - но других на празднике и не ожидалось) костюмах из репертуарных постановок исполняли эстрадные хиты: песни "Маэстро", "Розовый фламинго", "Моя бабушка курит трубку" и т.д. становились - в рамках отдельно взятого концертного номера - частью игровых структур "Октавии. Трепанации", "Пиноккио", "Синей птицы"... но опять же, ничто не мешало воспринимать их в формате караоке-дискотеки... вспоминая попутно, как на премьере оперы "Галилео" во Электродворе некая девушка в белом платье точно так же отвязно (и прекрасно) танцевала под атональную мелодекламацию; прелесть созданного Юханановым мира (в пространстве и Электротеатра как институции, и простигосподи мировой культуры...) в том, по большому счету, и заключается, что тебе ничего готового тут не навязывают: хочешь - медитируй, а хочешь - пляши и пой... если какой-то "стойкий принцип" в основе этого "параллельного" (и театру, и не только) мира закладывается изначально, то сводится он к предоставлению всякому приглашенному в него абсолютной свободы... что характерно, за 10 лет ни разу не довелось наблюдать, чтоб кто-то ей совсем уж неприемлемо злоупотребил.
Источник