Пресса об "Орфических играх"
3 июня 2018

"Главный закон в том, что в спектакле никогда не ставится точка. Каждый следующий эпизод как будто отменяет предыдущий, хотя мотивы или визуальные метафоры могут быть подхвачены дальше. Тексты переписываются и переигрываются снова и снова. Упражнения в стилях не кончаются. Такая форма снимает главную претензию к современному театру, которая может возникнуть даже у вдумчивого и искушенного в других искусствах зрителя: почему именно так? Почему для этого текста выбрано именно такое постановочное решение? В «Орфее» сюжет прогоняется через всю программу, все опции, и тогда, множась, случайность становится необходимостью. Даже плохое и слабое получают право на существование: если мы хотим получить все возможные вариации, то они тоже должны быть. Точка и есть самая главная пошлость. Смысл не фиксируется и не застывает. Вывод никогда не дотягивает до высказывания в целом." (Инна Кушнарева, "Ведомости")
читать полностью

Не каждый выдержит подобный марафон, но смысл в самой возможности предлагаемого чувственного опыта. В современном мире, где картинки перед глазами меняются, не оставляя воспоминаний, где человек нередко сведен к функции, а жизнь его ограничивается набором стандартных операций, искусство — и театр в частности — становится пространством, в котором время если не останавливается, то как минимум замедляется. В этом среди прочего смысл новой процессуальности, о которой говорит Юхананов, — по сути, новой ритуальности: проживание взамен потребления; эмоции — часто травмирующие — вместо атрофии чувств. Сегодняшняя версия античных мистерий апеллирует одновременно и к архаическому сознанию, для которого характерно цельное восприятие мира, и к современному — бесконечно фрагментированному, порой шизофреничному (неслучайно жанр своего opus magnum режиссер обозначает как «панк-макраме»). Отсюда — видеопроекции типовых многоэтажек в сценографии, сменяемые по ходу действия пещерными сталагмитами; сюрреалистические монстры, рожденные в глубинах подсознания, и футуристические инкарнации то ли людей будущего, то ли пришельцев. (Инна Логунова, Posta-Magazine)
читать полностью

Натэлла Сперанская о своем участии в проекте: "Я играла себя. Вернее не играла, скорее проживала свои воспоминания, своё прошлое, потому что истории, которые я рассказывала, честно скажу, не придуманные. Хотя, безусловно, смерти, о которых я говорю, не были смертью в буквальном смысле. Это были символические смерти, это были внутренние трансформации, которым подвергаются актёры, когда они во время своих импровизаций, во время своей игры, во время пребывания в сценическом топосе, в театральном топосе, сталкиваются с некими силами, которым они не находят объяснения, жертвами которых они становятся или проводниками которых они становятся. Истории эти не были придуманы. И Прага и Москва, всё это было в моей жизни. Я очень благодарна Электротеатру "Станиславский" и Борису Юрьевичу Юхананову за предложение принять участие в этом замечательном орфическом путешествии. Тема диалога современности и древности это чрезвычайно интересная и глубинная тема. И во время "Орфических игр" каждый зритель может испытать на себе, что такое пребывание в той точке, где время мира и время мифа соприкасаются, порождая нечто удивительное, грандиозное, подчас даже опасно-пугающее. Здесь вы видите этот диалог". (фрагамент интервью Михаилу Брацило, Афиша)