Вадим Рутковский о показе фильма «НаЗидание» на 70-м МКФ в Локарно
5 августа 2017

Вадим Рутковский: «Назидание» – редкий фильм, способный держать внимание все 150 минут. Я – не болельщик, к футболу предельно равнодушен, и то не мог оторваться от экрана; чтобы ни разу даже не возникло мысли взглянуть на часы – редкое в моей запойной зрительской практике явление. Столкновение Зидана и Матерацци в финале Чемпионата мира по футболу 2006 года – кульминация фильма, которую предваряет тщательное погружение в предысторию этого эпохального спектакля. Для Юхананова конфликт реальных супергероев, разыгравшийся на футбольном поле, самой большой и самой массовой сцене наших дней, – источник античного детектива. Странный случай из мира спорта и поп-культуры, на примере котором можно дотошно рассмотреть механизмы, которыми судьба (боги, высшие силы – нужное подчеркнуть) играют людьми – и играют с людьми. Анализ спектакля, протагонисты которого оказались проводниками в иное измерение.

К мифологии обращаются часто. Вот немецкий участник основного конкурса «Свобода» (Freiheit) Яна Шпекенбаха начинается с цитаты о реке Лете, воды которой лишают человека памяти о прежней жизни перед вступлением в новую; героиня – сама адвокат и жена адвоката, подобно персонажу описанной в предыдущем репортаже «Страшной матери», уходит из семьи, отправляясь в географическое (из Берлина – в Вену, из Вены – в Братиславу), экзистенциальное и сексуальное бродяжничество, испытывая эйфорию тотальной пустоты и испуганно обрастая новыми связями (вторая сюжетная линия – про томление мужа, оставшегося с детьми и работой, не так интересна, про свободу-то всяко увлекательней, чем про обязательства). 

За мифических атлантов, держащих землю на каменных плечах, можно принять культуристов из ироничного и курьезного канадского конкурсанта, «Такой нежной кожи» (Ta peau si lisse) Дени Коте, полтора часа наблюдающего за житьем-бытьем мускулистых мутантов.

Но только Юхананов использует античную мифологию не как декоративную деталь, но как средство для изучения мироздания и извлечение конкретных поведенческих уроков. Собственно, удар, нанесенный Зиданом, – воля рока, законы которого поддаются расшифровке (в результате титанической работы с архивами). Юхананов предпринимает глобальное расследование, затмевая и любопытную мисс Марпл, и дедуктивного Шерлока, и педантичного Фандорина. От российского кино за рубежом традиционно ждут некой особой духовности. Юхананов оправдывает эти ожидания на новом и непредсказуемом уровне – мистическим детективом, основанным на подлинных фактах европейской спортивной истории.

читать полностью