Российская премьера оперы
«Октавия. Трепанация» состоялась
20 октября 2019
Фото Андрея Безукладникова

19 октября завершились премьерные в России показы оперы "Октавия. Трепанация". Отзывы, фотографии, видео.

Фотографии Андрея Безукладникова

Рецензия Надежды Травиной на портале "Ваш досуг"

Рецензия Марины Гайкович в "Независимой газете"

Эксплейнер на портале mos.ru

Рецензия Дмитрия Лисина в блоге журнала "Театр"

Статья Петра Поспелова в "Музыкальной жизни"

Рецензия Людмилы Бредихиной в "Ведомостях"

Сюжет канала "Культура" о премьере

Эфир канала "Культура" от 20.10.2019: интервью с Борисом Юханановым

Закулисье оперы "Октавия. Трепанация" с М24

Отзыв Елены Жатько в ЖЖ

Отзыв телеграм-канала Фермата:

Продолжил театральный марафон оперой «Октавия. Трепанация» Курляндского/Юхананова. Это такой характерный юханановский галлюциногенный морок: в черепе Ленина поет Нерон и Сенека, скелеты кентавров везут Агриппину навстречу смерти, Троцкий зачитывает терракотовой армии эссе о Владимире Ильиче. Все сделано в интересном жанре "лопни мои глаза", надувной Будда-Ленин в финале в особенности. Я так понимаю, это реинкарнация какого-то юханановского перформанса еще перестроечных времен, что, в общем, чувствуется. Все это типа обличает тиранию и тоталитаризм, а чтобы убить врага, нужно съесть его сердце, поэтому «Октавия» и сама построена на тирании: композитора над материалом и исполнителями, режиссера — над всеми сразу, хореографа — над перформерами, которые весь спектакль таскают на себе громадные семикилограммовые костюмы терракотовых воинов. У Олега Кулика в "Риджине" когда-то была выставка, где картины держали нанятые солдаты-срочники — вот тут так примерно миманс работает.

Но вслушиваться интересно: весь материал оперы построен на растянутых в 1000 раз первых тактов "Варшавянки", а внутри них цветут арии Нерона и Сенеки. Причем они, хотя и звучат совершенно инопланетно, в какой-то момент кажутся совершенно романсовой кантиленой, ну просто "Белой акации гроздья душистые". И если долгое задыхающееся ламенто Агриппины (Арина Зверева) вполне можно считать продолжением идей "Носферату", то мужские арии (строго нотированные, что для автора редкость) — это чистое наслаждение красотой оперного голоса. И главный герой вечера — это Alexey Kokhanov в роли Сенеки, баритон которого переливается в этом всем микротональном мареве как какой-то удивительный гиацинт.

 

 

 

 

 

В следующий раз оперу Бориса Юхананова и Дмитрия Курляндского покажут в апреле 2020 года.
Следите за новостями и подписывайтесь на нашу рассылку.