Сегодня мы расскажем о проекте Бориса Юхананова, соединившем два тысячелетия: "Недоросль" в Русском драматическом театре Литвы. И о том, почему выбрали именно фотографию общего плана, сделанную Дмитрием Матвеевым в 1999 году.
Название спектакля Бориса Юхананова «Недоросль», разумеется, отсылает к самой знаменитой пьесе екатерининской эпохи, написанной в 1782 году Денисом Ивановичем Фонвизиным. Однако при создании спектакля режиссер опирался не на первоисточник, а на реконструкцию первой постановки пьесы. Юрий Эрастович Озаровский – актер Александринского театра, режиссер и театровед, известный своими фундаментальными трудами по мелодекламации «Музыка живого слова» – более века спустя, в 1911 году осуществляет уникальный опыт реконструкции «Недоросля» в виде пособия с комментарием, воссозданными костюмами, гримом, декорациями и планировкой мизансцен. Таким образом, Борис Юхананов спустя еще столетие делает реконструкцию реконструкции постановки XVIII века на основе труда Озаровского. Премьера состоялась в Вильнюсе на сцене Русского драматического театра Литвы. Что существенно – на закате XX века, в 1999 году. Этот немаловажный хронологический контекст указывал и на некое смыкание трех эпох: русского классицизма, Серебряного века и современной России.
На фото у переднего края сцены, как можно догадаться, Тарас Скотинин, кормящий свою единственную радость, свиней. А за ним – сцена, расчерченная на квадраты с цифрами. Это и есть планировочный театр: актеры должны передвигаться с одного участка сцены на другой согласно строгой партитуре. В спектакле Юхананова это еще и подчеркивалось в репликах: актеры вслух произносили номера квадратов и комментировали свои передвижения.
У нас в архиве много материалов по "Недорослю" и даже целая книжка.