Фотоистория: драматическая игра «Жанр»
22 апреля 2020
Фото Андрея Безукладникова

Слева направо: Борис Юхананов, Аркадий Павлов, Михаэль Рихтер, Дмитрий Терциев, Олег Шуранов. Это фото было сделано Андреем Безукладниковым в важный исторический момент. В августе 1991-го года, когда случился путч, повлекший за собой распад СССР, Борис Юхананов и "МИР-2" продолжали возделывать мифотворческую территорию «Сада». Одним из направлений в то время была драматическая игра «Жанр», часть которой была вынесена прямо в гущу происходящего на улицах Москвы и получила название «Фотоакция». 

Центральным персонажем акции был Гуманоид Иванов в исполнении Бориса Юхананова. Вот его реплики из драматической игры в тот самый августовский день: Мы на улице. Наша работа над проектом «Жанр» продолжается. Совершенно неожиданно для нас, в тот же день, когда мы назначили второй цикл прогонов по «Жанру», случился Переворот. Путч. Видимо, его назовут «Августовским переворотом». Мы оказались в ситуации как бы параллельного действия и решили заманить ее внутрь нашей работы, в частности, на видео она отражается. Одновременно этим мы оказались в сосредоточенном напряженном труде над проектом «Жанр». <...> Мы не забирались на баррикады и не вели прямой репортаж с баррикад, как, скажем, радиостанция «Эхо Москвы», ибо у нас другие цели и иные, как нам кажется, функции. Но так или иначе, сама документация этих исторических событий окажется внутри нашей документально-художественной работы над проектом «Жанр». И мы надеемся, что в дальнейшем это сложится в художественную ткань пьесы, пье­сы, посвященной настоящему времени, пьесы, которую мы будем разыгрывать как спектакль.

На протяжении всего монолога доносятся звуки из радиоприемника: репортажи о событиях августа 1991-го года. В тот момент, когда речь Гуманоида на некоторое время умолкает, голоc диктора говорит о Советском Союзе, об агентстве Рейтер. Разобрать, что именно, сложно.

В ходе драматической игры «Жанр» актеры упражнялись в работе с различными жанрами – от философской драмы до вестерна, от триллера до шпионского детектива. (Из этих модулей во второй регенерации родились «садовые спектаклики»: «Дедушка», «Юность конструктора», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы», «Русалка», «Канте хондо», «Недоросль», «Чайка» и другие). Задача драматической игры состояла в открытии новых возможностей того или иного жанра, обусловленного определенными критериями. Отчасти – путем разрушения этих критериев. В нашем архиве сохранились синопсисы драматической игры "Жанр" (включая сканы с комментариями на полях).

Больше текстов и фотографий здесь