sql=update blogs set views=views+1 where id='368' Борис Юхананов / «Шагреневая кожа»
«Шагреневая кожа»
24 июня 2020
Перформанс "Шагреневая кожа" на выставке графики в Петербурге

Даже если вы внимательно изучали наш сайт, то вряд ли слышали о балете «Шагреневая кожа». Этот проект на основе произведения Оноре де Бальзака задумывался Борисом Юханановым, художником Юрием Хариковым и балетмейстером Андреем Кузнецовым-Вечесловым в конце 1980-х годов, как первый из цикла «маленьких балетов» в Ленинграде. Музыку для «Шагреневой кожи» написал композитор Юрий Ханон (Ханин). Однако балет так и не был воплощен. Сохранились фрагменты репетиций и видеозапись другого опыта прикосновения к этому тексту: перформанса «Шагреневая кожа», который авторы представили на выставке графики в Петербурге в 1991 году.

 

В "Митином журнале" опубликованы фрагменты разбора, сделанного на репетициях в Академическом малом оперном театре им. М. П. Мусоргского в Ленинграде. Вступление Бориса Юхананова напоминает мистическую историю: режиссер рассказывает, как случайно наткнулся на книгу "Шагреневая кожа" в Кирове, в гостях у начальника магазинного склада и, прочитав ровно 40 страниц, обнаружил череду удивительных совпадений.

Борис Юхананов: Я не читал романа «Шагреневая кожа», я прочел только первые 40 страниц. Но меня настолько заинтересовали эти 40 страниц, что дальше я читать этот роман не смог... Это случилось полтора года тому назад, в одном провинциальном русском городе. Я оказался в квартире начальника склада и директора магазина. Мой приятель был их сыном. Там, среди других книжек, стояла книга Бальзака. Я подумал, что давно не читал этого прозаика, достал том Бальзака с полки, открыл его и обнаружил — на той странице, на которой книга открылась — заглавие: «Шагреневая кожа». Потом я перевернул лист и обнаружил эпиграф. В виде линии, которая змеилась вдоль листа на протяжении нескольких сантиметров. Мне сразу захотелось взять линейку и измерить длину этой линии. Что я и сделал. Опыт этот ни к чему меня не привел. Я вам даже не буду сообщать размер, который я обнаружил. После этого я обратил внимание на подпись под эпиграфом, сделанную мелким шрифтом, в которой значилось, приблизительно, цитирую: «Стерн». Видимо, Лоренс. Таким образом, я сформулировал для себя первую загадку, над которой я долго думал. Что означает этот эпиграф? Почему я наткнулся на него, сидя в провинциальном городе Кирове, бывшей Вятке, в тот незабвенный вечер, полтора года назад, в июне, и при чем здесь директор склада и начальник магазина?

Читать полностью

А еще по такому поводу мы выложили фрагмент из книги "Театр и его дневники" со статьей Бориса Юхананова "Из Шагрени".