«Повесть о прямостоящем человеке». Фотографии и упражнения
7 сентября 2020

В прошлом посте мы упоминали спектакль Бориса Юхананова «Повесть о прямостоящем человеке». Добавили в раздел небольшой альбом, посвященный этому проекту Лаборатории ангелической режиссуры. В нем собраны не только сцены из спектакля, но и упражнения "Ботмеровской гимнастики" (с расшифровками), которые легли в основу «Повести...».

Сценический текст состоял из нескольких основных элементов. Первая часть – шестнадцать гимнастических упражнений «Ботмеровской гимнастики», выполняемых актерами на авансцене (Елизавета Стишова, Дмитрий Милаков, Дмитрий Емельянов, Оксана Марченко, Петр Куд­рявцев). Это происходило параллельно с трансляцией на экран текстов парализованной писательницы Оксаны Великолуг, сидящей в инвалидном кресле на возвышении за спинами актеров. Лишенная возможности говорить с детства, Великолуг набирала на клавиатуре свои «Манифесты театра радости». Вторая часть была построена диалогически. Здесь Великолуг уже печатала не заготовленные ею тексты, а реплики и живые комментарии к происходящему на сцене – таким образом, уже не косвенно, но напрямую подключаясь к артистам. Два персонажа, Носитель (Дмитрий Емельянов) и Исследователь (Петр Кудрявцев), рассуждали о том, что же такое «прямостоящий человек» и как достичь некой сакральной вертикали (понятие вертикали в их диалоге имеет и буквальный смысл – как противопоставление сутулого, согбенного положения тела, так и метафорический – как отношение человека с пространственным измерением, обрывание связей с горизонтальностью мира цивилизации). Не раз упоминаемое «безграничное пространство» – территория выхода за рамки, в которые закован человек в условиях материального мира. Третья часть вновь отсылала к показанным в начале упражнениям, но уже – с представлением драматургического текста (пьеса родилась из расшифровки участниками ЛАР упражнений-иероглифов «Ботмеровской гимнастики»). Финальная часть спектакля – исполнение все тех же упражнений в тишине, на фоне манифеста Великолуг.

Смотреть