Театр в современной культуре. Продюсирование
14 августа 2021
Фото Eli Itkin

Сегодня достаем из архива текст о продюсировании. Борис Юхананов уделяет этой дисциплине большое внимание в "Мастерской индивидуальной режиссуры", множество его учеников сейчас успешные продюсеры на телевидении и в театре. Что такое "Внутренний продюсерский центр", в каких отношениях находятся театр и рынок, как обращаться с авторскими правами и как вывезти театр на гастроли — лекция Бориса Юхананова из курса по современному театру Дирекции образовательных программ совместно с Электротеатром Станиславский.

В этом тексте не будет рассказа о "Внутреннем продюсерском центре", но стоит упомянуть это важное понятие, зародившееся еще внутри проекта "Сад".


Борис Юхананов: "Мы стали выращивать в «Саду» ВПЦ, внутренний продюсерский центр. Этому была посвящена специальная концентрация нашего осознания реальности, действительности. И если не вырастить ВПЦ, снять оппозицию между имением и бытием невозможно. Это сложная работа, в которую в середине 1990-х годов те, кто различил ее необходимость для себя, отправились. Я имею в виду «садовых» существ. Мы отправились в эту работу. А там, где мы планировали игру и территорию игры в реальность, там была тема, и она давала возможность озариться конфликтам нового типа и всячески с ними работать".

На встрече со студентами Андрея Могучего в Санкт-Петербурге в марте 2019 года Борис Юхананов тоже рассказывал о ВПЦ как об обязательном тренинге и для актера, и для режиссера необходимость стать продюсером самого себя. 

"Встаете вы в восемь часов вечера, ложитесь в пять утра или наоборот — это не имеет значения для вашего сознания, для души, духа, мозга, сердца, нет, а вот тренинг имеет значение, огромное значение. Репетиции являются только фрагментом этой работы, где в концентрации вы реализуете тот или другой спектакль, проект. Совещание — фрагмент. Планирование, о котором я вам говорю, и даже отказ от него — это все равно часть проекта, это все должно быть очень реально, реалистично. Поэтому вы должны выращивать у себя в том же теле, тонком и сложно организованном теле вашего сознания, режиссера и, одновременно с этим, продюсера. Сразу. ВПЦ — внутренний продюсерский центр, он должен у вас развиваться вместе с вашими замыслами и вашими проектами".

 

Свою лекцию "Актуальные функции театра. Место театра в современной культуре" (март 2016) Борис Юхананов начинает с вопросов, которыми, на его взгляд, следует задаваться маркетологам в сфере культуры:

"Есть простой аспект — так называемый маркетинговый аспект нашего дела. Насколько театр в принципе подчинен рынку? Как меняются отношения театра и рынка в наше время, и что вообще за этим стоит? Что такое рынок по отношению к культуре?

Есть фундаментальное представление о рынке, есть два подхода: потребитель диктует производителю или производитель диктует потребителю. И то, и другое — рыночный подход. Театр здесь просто умещается или в первую формулу или во вторую. Или он выходит за пределы этой оппозиции? Это очень серьезный вопрос. А какие мы знаем формы театра, очевидно включенные в рынок? А что значит включенность театра в рынок? Какие это имеет последствия в виде адекватной работы? Как мы работаем с новыми медиа, социальными сетями, со всей областью распространения нового типа информации? Какие за этим стоят деньги и усилия? Какой тип специалиста входит в эту игру? Когда меняется такая форма коммуникации... Вот ты куда-то едешь какой-нибудь проект заваривать — ты что, будешь доставать флешку, или тебе достаточно набрать пароль и у них откроется в твой в интернете размещенный контент? Как это сегодня принято в России, как — в Европе, как — в Америке или в Японии? Все это — простые вещи, но знать их надо очень четко. Что такое сегодня технический паспорт спектакля? Как его составлять? Что такое сегодня организация процесса, связанного с производством спектакля? Что такое сегодня организация гастролей? Какого типа бывают гастроли? Что такое коммуникативная работа международного отдела, или работа, связанная с фандрайзингом? Все это стоит разложить и ясно представить себе с производственной точки зрения. Эти серьезные темы приобрели очень неожиданные формы бытования в сегодняшнем времени. Буквально за несколько лет все очень сильно меняется и остается прежним
".

Читать полностью

А еще по этой теме рекомендуем почитать запись другой лекции "Медиа как театр и театр как медиа".