Критик Ольга Андреева о «Синей птице. Реквием»
1 февраля 2023
Фото Андрея Безукладникова

В каком-то смысле уникальный отзыв на спектакль Бориса Юхананова "Синяя птица. Реквием", поскольку предыдущие были посвящены первой версии спектакля или же авторы сравнивали свой опыт первого просмотра с новой версией. Критик Ольга Андреева посмотрела "Синюю птицу" впервые и делится впечатлением.

"Я не видела спектакль Синяя птица, когда он появился на сцене Электротеатра в момент его открытия, 8 лет назад. Тогда был жив Коренев и Тильтиля с Митиль играла эта легендарная театральная пара — Владимир Коренев и Алевтина Константинова. 
Почти ровно год назад, 2 января 2021 года, Владимир Борисович умер.
Сейчас спектакль возобновлен в новом составе. Теперь Тильтиля играет Михаил Соколов, а Митиль Анна Мавлитова. Алефтина Константинова по прежнему выходит на сцену, играя саму себя.
Когда в 2013 году в театр Станиславского пришел Борис Юхананов, он пришел к чете Кореневых и попросил их рассказать о своей жизни. С раннего детства до наших дней. И два прекрасных актера рассказали то, чего не видит зритель, когда кричит им "браво" в конце спектакля. 
Алефтина вспоминала, как немцы пытались увезти ее с матерью в Германию, как наступали наши, и в перестрелке погибла мать. Как тетя нашла ее, шестилетнюю девочку, босую в разоренной деревне в ледяном марте и повела через поля, леса и только что освобожденный Харьков к бабушке, в глухую голодную деревню.
Чтобы пройти по мартовской грязи, тетя снимала с убитых немецких солдат шинели, резала и обматывала ножки девочки тем окровавленным сукном.
Тильтиль-Коренев-Соколов рассказал про отца, военного моряка, прошедшего всю войну с 16 осколочными ранениями, тремя пулевыми и четырьмя контузиями. Как отец читал наизусть Евгения Онегина, а после поездки в Китай читал того же Онегина по-китайски.
Эта горькая и страстная русская реальность странным, но совершенно естественным образом вплетена в сказочный и символический текст Метерлинка. Сюжет о путешествии двух бедных детей в поисках счастья, как оказалось, легко вбирает в себя и Великую Отечественную, и суп из лебеды, и бравого советского моряка, на которого оглядывались девушки с улицы Горького.
Скудная и счастливая советская юность с добрыми мультфильмами о пингвинах и красотками стюардессами, надёжными, как весь гражданский флот, возникает как часть символической сказки — сквозь сон времени.
На сцене сменяют друг друга щемящие символы ушедшей эпохи. Самолёты, летающие дельфины, пляшущие пингвины и пионеры. А позади мелькают тени театра Кабуки, русские девушки в кокошниках, Ихтиандр, рыбы, море, падающий снег и пламя.
Новое название спектакля "Синяя птица. Реквием". Конечно, сейчас театр играет его в память прекрасного артиста Владимира Коренева. Я не знаю, что будет во второй и третьей частях. Но этот Реквием напоминает мне финал знаменитых "Размышлений" Марка Аврелия Антонина. Закончилась твоя прекрасная пьеса. Чего же жалеть, что было в ней только три действия, а не пять...
Это Реквием о советском поколении, выросшем в фантастическую эпоху равенства, доброты, красоты и мужества.
Это Реквием о жизни, которая неизменно обречена на смерть и которая от этого становится настоящей.
...Но жаль того огня, который просиял над целым мирозданьем, и в ночь идет, и плачет, уходя...
Я видела несколько сценических работ Бориса Юхананова, созданных до начала Электротеатра. Они были блестящи, высокотехничны, сложны и глубоки. Но они были холодны, как лёд. От них нельзя было заплакать.
Театр, с его человеческой, только человеческой природой, суетой, бестолковостью и величием, придал его работам то, чего в них так долго не было — теплоту и нежность человеческого сердца. Теперь на его спектаклях можно плакать. Разве не для этого мы приходим в театр?"

Источник

О переменах в "Синей птице" подробно можно прочитать здесь