ЭЛЕКТРОТЕАТР СТАНИСЛАВСКИЙ

«Мы создаем вокруг себя „электрозону“, в которой будут происходить разные художественные происшествия, связанные с музыкой, с изобразительным искусством, с разными образами современной литературы, с образовательной программой — пространство, открытое для города. Сюда можно будет часто приходить с утра, взять чашечку кофе в нашем фойе. Но это не просто способ проведения досуга. Здесь придется достаточно напряженно трудиться по восприятию современной культуры»
(Борис Юхананов, 2015).

Электротеатр Станиславский возник на месте Драматического театра им. К. С. Станиславского в результате последовательно воплощенной авторской концепции Бориса Юхананова, в 2013 году выигравшего конкурс на замещение позиции художественного руководителя театра. Решение объявить открытый конкурс принадлежало Департаменту культуры города Москвы и основывалось на необходимости перемен в стенах театра, долгие годы переживавшего творческий и менеджерский кризис. Финальное решение опиралось на экспертное мнение профессионального театрального сообщества, высоко оценившего стратегию Юхананова – разностороннюю, свободную по духу и прагматичную одновременно.

В течение полутора лет в театре шла масштабная реконструкция, проведенная архитектурным бюро Wowhaus и кардинально поменявшая не только сцену, но и общественное пространство. Кроме того – произошло полное обновление репертуара и художественной программы.

Для широкой публики Электротеатр Станиславский открылся в январе 2015 – световым «шоу» с видео мэппингом на фасаде театра и на музыку Дмитрия Курляндского.

Одним из самых ярких мероприятий открытия Электротеатра СТАНИСЛАВСКИЙ стало световое шоу на фасаде здания театра 26 января 2015 года. Шоу «Электрофасад» подготовлено командой Электротеатра и компанией «Сила света».

Важнейшим понятием в стратегии Электротеатра стала открытость. Это относится не только к художественной стратегии, но и к не менее важным направлениям, как, например, взаимодействие со зрителем (и в какой-то степени — формирование этого зрителя) или с профессиональным сообществом. В художественном отношении путь открытости дает огромные возможности «встреч» — художников с композиторами, режиссеров с театрологами, перформеров с учеными и так далее — и создает условия, при которых погоня за трендами становится ненужной, поскольку на такой созидательной территории эти тренды и возникают.

Огромное количество проектов Электротеатра отличает последовательность и верность основной стратегии и трем ее главным направлениям:
1. Новопроцессуальные проекты. Электротеатр стал территорией встречи нового процессуального искусства, которое Борис Юхананов исследует уже несколько десятилетий, — с репертуарным театром.
2. Мастера. С самого начала Электротеатр заявил о себе как о культурном пространстве международного уровня. Открывшись спектаклем Теодороса Терзопулоса, Электротеатр продолжает сотрудничать с мастерами из разных стран: Хайнером Геббельсом, Ромео Кастеллуччи, Кети Митчелл, Яном Фабром и многими другими.
3. Дебюты. Электротеатр Станиславский не только опирается на опыт признанных мастеров сцены, но и дает огромные возможности для молодых художников, композиторов, актеров и, конечно, режиссеров. Репертуар Малой сцены на большую часть состоит из дебютов и уже открыл театральному миру множество новых имен.

Первой премьерой театра стал спектакль Теодороса Терзопулоса «Вакханки» – взгляд современного греческого режиссера на древнегреческую трагедию. Терзопулос и раньше работал в российских театрах, но его вклад в совершенствование актерского организма в ходе работы над «Вакханками» был крайне важным и сопровождался серьезным тренингом. В «Вакханках» сложился уникальный актерский ансамбль во главе с Еленой Морозовой и Аллой Казаковой, красиво ведущих сложные, музыкально и хореографически подробно выстроенные партии.

Трейлер спектакля Теодороса Терзопулоса «Вакханки»

«Каждый в этом театре работает! Здесь царит атмосфера одной большой семьи. Юхананов создаёт утопию, которая достойна восхищения» (Теодорос Терзопулос, 2015).

Приглашение известных зарубежных мастеров в самом начале жизни новой институции (в 2015 – Теодороса Терзопулоса, Ромео Кастеллуччи и Хайнера Гёббельса, а в январе 2017 – инсталляции Кети Митчелл «Пять истин», Музей Виктории и Альберта), обеспечило мощный старт Электротеатра и определенным образом настроило публику, увидевшую высокую планку искусства и при этом открытость разным стилям. Присутствие этих имен в афише географического и культурного центра Москвы повышало статус режиссера – через «интегральное повышение качества постановки, а не отдельных ее частей», как было сказано в программе Юхананова.

Ромео Кастеллуччи был известен российскому зрителю как участник международных фестивалей: его спектакли-инсталляции произвели сильнейшее впечатление на российскую публику радикальностью формы и остротой послания. Но именно «Человеческое использование человеческих существ», репетировавшееся еще до официального открытия Электротеатра, стало первой работой режиссера с постоянной труппой российского театра. Премьера «Человеческого использования», основанного на библейском сюжете о воскрешении Лазаря, состоялась в июле 2015. Для спектакля, одновременный просмотр которого возможен только для 100 человек, всё фойе театра было затянуто специальной полиэтиленовой пленкой, а на Основной сцене можно сидеть прямо на войлочном полу, наблюдая за тем, как артисты вносят и поворачивают огромный круг с текстом на универсальном языке, изобретенном Клаудией и Ромео Кастеллуччи. «Человеческое использование» стало невероятно важным опытом – и для тех, кто осуществлял его сложную механику внутри театра, и для зрителей, столкнувшихся с совершенно отдельным, не похожим ни на какие другие, сознанием художника, работающего в театре как на площадке современного музея.


«В России театр как форма искусства настолько глубоко прочувствован, что каждый раз, когда я сюда приезжаю, я глубоко потрясён. Я много лет дружу с Борисом Юханановым, художественным руководителем Электротеатра Станиславский. Наши отношения эволюционировали философски и интеллектуально, но мы всегда были на одной волне. И как только я начал здесь работать, то понял насколько глубок наш диалог»
(Ромео Кастеллуччи, 2015).

Выдающийся немецкий композитор и режиссер, Хайнер Гёббельс тоже был знаком российской публике благодаря участию в Чеховском фестивале и специальным привозам в рамках «Золотой Маски». Специально для Электротеатра Хайнер Гёббельс создал новую версию своего спектакля «Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой» (первая была создана в швейцарском театре Види-Лозанн). Технически изощренный и при этом «олдскульный» спектакль на одного артиста стал важным опытом сращения композиторского мышления, технологий, высокой точности работы с пространством и предметами и, собственно, текста.


«Это требовало огромной энергии – построить Электротеатр, и огромной энергии для бескомпромиссной работы со свободными художественными решениями. Это один из тех редких домов, который поддерживает художника, чтобы он ни решил сделать»
(Хайнер Гёббельс, 2015).

Все три погружения в технологию и методику работы с принципиально разными и высоко оснащенными художественными сознаниями определили парадигму существования Электротеатра – театра, открытого эксперименту и вызовам, связанным с современным искусством. В том, что предлагалось этими тремя режиссерами, двое из которых – Гёббельс и Кастеллуччи – являются, соответственно, еще и композитором и художником, закладывалось основание художественных векторов, по которым дальше двинулся театр.

Важнейшим вектором художественной политики Юхананова является приглашение к сотрудничеству российских режиссеров разных поколений и эстетических направлений: за все годы существования Электротеатра на Основной сцене вышли спектакли Александра Огарёва, Константина Богомолова, Романа Дробота, Александра Зельдовича, Филиппа Григорьяна, Владимира Космачевского, Юрия Квятковского, Юрия Муравицкого, Кирилла Вытоптова, Марфы Горвиц, Дениса Азарова.

С 2016 года Электротеатр Станиславский зазвучал и по радио. Программа «Электротеатр у микрофона» регулярно выходила на Радио Культура, и за несколько лет в гостях у Бориса Юхананова побывало несколько десятков гостей: актеры, режиссеры, критики, художники, композиторы, философы.

На предназначенной для дебютов Малой сцене, начавшей работать в 2016 году, свои первые спектакли выпустили молодые режиссеры: осуществленные в рамках проекта «Золотой осел», далее – проекты «Опытов неадаптивной режиссуры», а также замыслы режиссеров, чьи спектакли нечасто можно увидеть в Москве, фактически превратились в отдельный и очень разнообразный репертуар театра. С весны 2020 года дебютные спектакли выпускаются также и на Камерной сцене, расположенной в бывшем пошивочном цехе. Таким образом целое поколение молодых режиссеров, художников, композиторов и хореографов заявили о себе профессиональному и зрительскому сообществу.

«Золотой осел» стал первым опытом встречи Мастерской индивидуальной режиссуры с репертуарным театром. В работу сорока молодых режиссеров над романом Апулея были вовлечены как студенты МИР, так и актеры труппы бывшего Театра им. К. С. Станиславского. Каждая сессия продолжалась пять дней, по десять часов каждый. В первой половине дня режиссер смотрел вместе со зрителем модули, созданные молодыми режиссерами на тему «Золотого осла». Юхананов разбирал каждую работу, активно привлекая к дискуссии зрителей. А вечерами шли «композиции»: «Мохнатая», «Белая» и «Город». Композиции – вторая составляющая проекта, в отличие от модулей это закрепленные структуры, в большей степени спектакулярные. Позже Электротеатр представил их как самостоятельные спектакли, вне сессий с модулями.

Следующим проектом Электротеатра и Мастерской стали «Орфические игры. Панк-макраме» (2018). В основу лег миф об Орфее и Эвридике и две его вариации: пьесы Жана Кокто и Жана Ануя. А дальше пространство мифа подверглось бесконечным трансформациям. Из отдельных работ Юхананов сплетал сложный сценический текст. Осенью 2019 года «МИР-5» представили уже другие работы, в рамках марафона «Опыты неадаптивного театра»: в течение целого месяца режиссеры и актеры Мастерской показывали свои сочинения на сцене Электротеатра.

Электротеатр – уникальный тип театрального мультиплекса в мегаполисе, состоящий из оснащенной и для драматического, и для музыкального театра Основной, Малой и Камерной сцен, фойе, гардероба и лестницы (где проходят перформансы и концерты). Окруженный продуктивной средой, центр режиссуры и современного театра, в том числе и музыкального, работает на престиж города и его культурный имидж. Образовательные программы, концерты, кинопоказы, перформансы и выставки стали продуктивной и инновационной средой общения, окружающей собственно репертуар.

Важным направлением работы Электротеатра является обширная международная деятельность и продвижение театра за рубежом: спектакли театра снабжены английскими субтитрами, вся полиграфия театра и сайт существуют на двух языках, в фойе театра выступают с лекциями и мастер-классами приглашенные лекторы, трансляции оперного сериала «Сверлийцы» шли в американских и европейских кинотеатрах, а показы видеозаписей спектакля «Синяя птица» – на платформах университетских библиотек в разных странах мира. Во время карантина онлайн-показы спектаклей и лекций Электротеатра стали одним из ярких событий первого пандемического года.

Международный «курс» отражен и в издательской линии Электротеатра. В серии «Театр и его дневник» вышла книга Хайнера Гёббельса «Эстетика отсутствия», переведенная театроведом Ольгой Федяниной. Первая книга на русском языке одного из крупнейших мастеров современного европейского искусства — бельгийского театрального режиссера, художника, скульптора, драматурга и хореографа Яна Фабра «Я — ошибка» — также была издана Электротеатром (в переводе Ирины Лейк). Книга Теодороса Терзопулоса «Возвращение Диониса», основанная на многолетней педагогической практике режиссера, вышла в издательстве Электротеатра и стала не просто режиссерским и педагогическим «дневником», пригодным для практического использования (Терзопулос описывает свои упражнения), но и первой книгой режиссера, переведенной на русский язык.

Сделав принципиальные для российской сцены музыкальные проекты (в первую очередь – оперный сериал «Сверлийцы» (2015), музыку для которого написали шесть самых актуальных российских композиторов: Дмитрий Курляндский, Борис Филановский, Сергей Невский, Алексей Сысоев, Алексей Сюмак, Владимир Раннев), Юхананов фактически вернул этому московскому театру его первоначальное предназначение, придуманное Станиславским в 1930-е годы («Оперно-драматическая студия»). Вышедшая в сезон 2016/2017 годов опера Юхананова и Дмитрия Курляндского «Октавия. Трепанация» (копродукция с Holland Festival) открыла Электротеатру новую дорогу в международный контекст; позднее опера стала лауреатом премии «Золотая Маска» сразу в нескольких номинациях и получила гран-при Первой московской Арт-премии.

Большим событием в мире оперы также стала премьера Владимира Раннева «Проза», в которой композитор выступил и в качестве режиссера. Раннев поместил тексты Антона Чехова и Юрия Мамлеева в технологически сложный и невероятно эффектный визуальный мир, выстроенный на сцене художницей Мариной Алексеевой. «Проза» по праву претендует не только на тонкий оперно-драматический опус, но и на образец современного искусства в широком понимании.

Спектакль стал лауреатом премии «Золотая маска» за лучшую работу композитора и лучшую работу художника по свету (Сергей Васильев), а также лауреатом премии Casta Diva–2018, театральной премии газеты «Московский комсомолец» за 2018 год и премии Ассоциации музыкальных критиков в 2018 году.

Камерные оперы — еще одно важное направление Электротеатра. В этой нише успешно расположились работы композитора Александра Белоусова, чьи постановки «Маниозис» и «Маниозис-2» были отмечены критиками и за современный универсализм, делегирующий людям на сцене совершенно разные функции; и за опору на традиции ранней оперы. Очередным прорывом стала также оперная постановка Александра Белоусова «Книга Серафима», соединившая тексты поэмы Уильяма Блейка The Book of Thel на русский язык («Книга Тэль», 1921) и перевод Вирджинии Вульф (и Сэмюэля Котелянского) фрагмента романа Достоевского «Бесы» на английский язык. Опера была представлена в восьми номинациях на премию «Золотая маска» в 2021 году.

В мае 2017 года Электротеатр вошел в состав Союза Театров Европы, международной организации, поддерживающей высокий статус театра как институции.

В июле 2017 открылась новая площадка театра – Театральный двор, open-air для фестивалей, спектаклей и среда для просвещенного общения. Первой премьерой Двора стала «Галилео. Опера для скрипки и ученого» – копродукция Электротеатра и Политехнического музея. Сама просветительская идея проекта, музыку для которого написали пять современных композиторов (Дмитрий Курляндский, Сергей Невский, Кирилл Чернегин, Павел Карманов, Кузьма Бодров), ведущей солисткой стала скрипачка Елена Ревич, а роль Ученого исполнил математик и физик Григорий Амосов, прекрасно вписалась в концепцию Электротеатра.

Соединив внутри одной институции современную оперу, мультижанровые проекты и собственно драматический театр, Юхананов отменил деление на «жанры» и «форматы» и реализовал идею интегрального искусства.

В 2017 году спектакль стал лауреатом премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Современная музыка», номинирован на театральную премию «Золотая Маска»–2018.

Трейлер «Галилео. Опера для скрипки и ученого»

«Мы называем спектакль оперой для скрипки и ученого. Хотя многие люди думают, что в опере обязательно кто-то должен петь. На самом деле это, конечно, не так, опера – это синтетический спектакль. Я давно хотел сжечь какого-нибудь великого ученого, и, наконец, это удается сделать с участием гениев современной музыки. И поэтому лекция, превращенная в потрясающий сжатый драматический текст, вся пылает в огне»
(Борис Юхананов, m24.ru, 19 июля 2017).

Сезон 2020/2021 годов оказался очень успешным для театра – оба спектакля, выдвинутые на Национальную премию «Золотая Маска», «Октавия. Трепанация» и «Пиноккио» Бориса Юхананова, выиграли рекордное число номинаций, в том числе «за лучший спектакль» в драме. Всего Электротеатр был представлен в 22 номинациях. «Пиноккио», вышедший в 2020 году, стал настоящим событием, актуальным и при этом использующим «старинные техники» высказыванием о природе театра и тех, кто его делает и проходит через его горнила.

В феврале 2024 года в прокат выходит фильм «Безумный ангел Пиноккио» (проект «Театр HD» в сети кинотеатров КАРО), сделанный на основе двух спектаклей — «Пиноккио. Лес» и «Пиноккио. Театр». В фильме, срежиссированном Борисом Юханановым и снятом оператором Александром Ильховским, сказка превращается в философское фэнтези. Кинотриптих представляет из себя самостоятельное произведение, сохраняющее смысл и нюансы спектакля, но переводящее его эстетику на киноязык во всей красоте технического совершенства. История о путешествующем сквозь миры Пиноккио, которого в фильме играет актриса Мария Беляева, дает зрителю магический опыт погружения в наивную и одновременно сложную, как и сам главный герой, реальность.

Борис Юхананов: «Путь Пиноккио — это путь ангелической души, попадающей в срединный мир, то есть мир, в котором человеческое вытеснено нечеловеческим».

Важной для климата внутри театра и для художественного контекста в целом оказалась связь с прошлым: в спектакле «Синяя птица» (2015), первом опыте работы Юхананова с труппой Электротеатра Станиславский (бывшего Драматического театра им. К. С. Станиславского), осуществилась встреча артистов старшего поколения с новейшим театральным языком. Воспоминания актеров о личном и историческом прошлом, бережно вынутые и отобранные, заново открыли пьесу Мориса Метерлинка. После ухода из жизни Владимира Коренева, исполнителя роли Тильтиля, спектакль превратился в реквием по легенде русского театра и своеобразным прощанием с артистом.

Художественный облик Электротеатра строится свободно и сознательно, с расчетом на высокое мастерство режиссеров с мировым именем и желанием дать свободу молодым художникам.

Международный проект Бориса Юхананова «Катабасис. Бесы» по роману Достоевского в театре города Котбуса осуществлялся на протяжении весны-осени 2021 года; его откликом стала выставка графики Юхананова «Катабасис. Бесы», представляющей проект в России. Дальнейшим шагом станет привоз спектакля в Москву. Над спектаклем работала целая команда Электротеатра – художники Степани Лукьянов и Анастасия Нефёдова, композитор Дмитрий Курляндский и хореограф Андрей Кузнецов-Вечеслов.

Важной премьерой сезона 2021/2022 стал спектакль испанского режиссера Натальи Менендес «Жизнь есть сон» по пьесе Кальдерона – продолжение кальдероновской линии театра, начатой «Стойким принцем» Бориса Юхананова, а также – опыт глубокого сотрудничества труппы с режиссером, имеющим совсем другой бэкграунд, школу и идеи. Спектакль участвовал в фестивале «Территория».

Трейлер спектакля «Стойкий принцип»

Главной оперной премьерой сезона 2022/2023 стали «Нонсенсорики Дримса» — проект режиссера Бориса Юхананова на музыку четырех современных композиторов (Дарья Звездина, Александр Белоусов, Владимир Горлинский, Кирилл Широков), сочинивших свои произведения на либретто о современном ангеле Дримсе, усомнившемся в том, что человек достоин даров создателя, и отправленном в «альтернативную» Москву. Визуальное решение проекта осуществлено с помощью нейросети Андреем Безукладниковым, Степаном Лукьяновым и студией СИНЕ ФАНТОМ. Опера номинирована на премию «Золотая Маска»-2024 в нескольких категориях: лучшая работа композитора (Александр Белоусов и Владимир Горлинский), работа дирижера (Филипп Чижевский) и лучший спектакль в музыкальном театре.

Еще одним новопроцессуальным проектом Бориса Юхананова стал МИР РИМ по трагедиям римского цикла Шекспира, сочиненный вместе с участниками Мастерской Индивидуальной Режиссуры (МИР-6). Премьера проекта в 47 спектаклях, длиной в 21 вечер прошла осенью 2022 года на Малой сцене Электротеатра в рамках Международного театрального фестиваля им. А. П. Чехова. Четыре трагедии Шекспира стали основанием для самостоятельного исследования молодых режиссеров. МИР РИМ — мозаика, где все части существуют отдельно, но вместе создают общий художественный ландшафт. Тематически и композиционно это единое сочинение, которое вбирает в себя очень разные техники и поделено на три блока: «Подмостки» (11 вечеров), «Дорога» (4 вечера) и «Элизиум» (6 вечеров). Всего в проекте заняты более 100 человек. В скором времени МИР РИМ можно будет увидеть и в виде сериала. Как и большинство проектов Электротеатра, он был снят профессиональной съемочной группой, чтобы предстать зрителю уже в новом формате.

Электротеатр всегда остается открытым городу, и проект МИР РИМ не стал исключением: осенью 2023 года параллельно с показами проекта работала лаборатория горожан. В группу вошли люди разных профессий и творческого опыта. Итогом их работы стал зин, отразивший их осмысление увиденного на сцене.

Несмотря на то, что Электротеатр является репертуарным театром с очень интенсивным потоком постановок, там всегда идет активная внутренняя работа «лабораторий». Одним из таких векторов стала лаборатория «Варвары» одного из самых выдающихся мастеров русского театра, Анатолия Васильева. С 2016 года актеры театра занимались этюдной практикой под руководством Васильева, и в ноябре 2023 года один из этапов работы был впервые приоткрыт зрителю под названием «Горький опыт. Чудаки».

«Сложность этой работы заключалась в том, что в какой-то момент она перестала быть прикладной, потому что этюд — это прикладная практика. А мы в конце концов, не сговариваясь, вдруг оказались на территории складывания произведения в присутствии публики. Мы продолжали оставаться на территории этюда, но уже как инструмента для того, чтобы этим инструментом сложить произведение в его спонтанной форме, свободной форме, в то же время преследуя строгость самого произведения, самой драматургии. Вот эта работа и была вам представлена».
(Анатолий Васильев).

Электротеатр Станиславский сочетает в себе театр и образование, традицию и новацию, досуг и мыслительную практику. В оазисе, созданном в самом центре города, есть свободное поле искусства и рефлексии об искусстве, о котором сегодня можно только мечтать.


Текст: Кристина Матвиенко, Анна Павленко