ЭЛЕКТРОТЕАТР СТАНИСЛАВСКИЙ

«Мы создаем вокруг себя „электрозону“, в которой будут происходить разные художественные происшествия, связанные с музыкой, с изобразительным искусством, с разными образами современной литературы, с образовательной программой — пространство, открытое для города. Сюда можно будет часто приходить с утра, взять чашечку кофе в нашем фойе. Но это не просто способ проведения досуга. Здесь придется достаточно напряженно трудиться по восприятию современной культуры»
(Борис Юхананов, 2015).

Электротеатр Станиславский возник на месте Драматического театра им. К. С. Станиславского в результате последовательно воплощенной авторской концепции Бориса Юхананова, в 2013 году выигравшего конкурс на замещение позиции художественного руководителя театра. Решение объявить открытый конкурс принадлежало Департаменту культуры города Москвы и основывалось на необходимости перемен в стенах театра, долгие годы переживавшего творческий и менеджерский кризис. Финальное решение опиралось на экспертное мнение профессионального театрального сообщества, высоко оценившего стратегию Юхананова – разностороннюю, свободную по духу и прагматичную одновременно.

В течение полутора лет в театре шла масштабная реконструкция, проведенная архитектурным бюро Wowhaus и кардинально поменявшая не только сцену, но и общественное пространство. Кроме того – произошло полное обновление репертуара и художественной программы.

Для широкой публики Электротеатр Станиславский открылся в январе 2015 – световым «шоу» с видео мэппингом на фасаде театра и на музыку Дмитрия Курляндского.

Одним из самых ярких мероприятий открытия Электротеатра СТАНИСЛАВСКИЙ стало световое шоу на фасаде здания театра 26 января 2015 года. Шоу «Электрофасад» подготовлено командой Электротеатра и компанией «Сила света».

Первой премьерой театра стал спектакль Теодороса Терзопулоса «Вакханки» – основанный на тренинге, который прошли артисты труппы Электротеатра, взгляд современного режиссера на древнегреческую трагедию.

Терзопулос и раньше работал в российских театрах, но его вклад в совершенствование актерского организма в ходе работы над «Вакханками» был крайне важным и сопровождался выходом первой из его книг на русском языке. Книга «Возвращение Диониса», основанная на многолетней педагогической практике режиссера, вышла в издательской линии Электротеатра Станиславский «Театр и его дневник» и действительно является режиссерским и педагогическим «дневником», пригодным для практического использования: Терзопулос описывает свои упражнения. В «Вакханках» сложился уникальный актерский ансамбль во главе с Еленой Морозовой и Аллой Казаковой, красиво ведущих сложные, музыкально и хореографически подробно выстроенные партии.

Трейлер спектакля Теодороса Терзопулоса «Вакханки»

«Каждый в этом театре работает! Здесь царит атмосфера одной большой семьи. Юхананов создаёт утопию, которая достойна восхищения» (Теодорос Терзопулос, 2015).

Приглашение известных зарубежных мастеров в самом начале жизни новой институции (в 2015 – Теодороса Терзопулоса, Ромео Кастеллуччи и Хайнера Гёббельса, а в январе 2017 – инсталляции Кети Митчелл «Пять истин», Музей Виктории и Альберта), обеспечило мощный старт Электротеатра и определенным образом настроило публику, увидевшую высокую планку искусства и при этом открытость разным стилям. Присутствие этих имен в афише географического и культурного центра Москвы повышало статус режиссера – через «интегральное повышение качества постановки, а не отдельных ее частей», как было сказано в программе Юхананова.

Ромео Кастеллуччи был известен российскому зрителю как участник международных фестивалей: его спектакли-инсталляции произвели сильнейшее впечатление на российскую публику радикальностью формы и остротой послания. Но именно «Человеческое использование человеческих существ», репетировавшееся еще до официального открытия Электротеатра, стало первой работой режиссера с постоянной труппой российского театра. Премьера «Человеческого использования», основанного на библейском сюжете о воскрешении Лазаря, состоялась в июле 2015. Для спектакля, одновременный просмотр которого возможен только для 100 человек, всё фойе театра было затянуто специальной полиэтиленовой пленкой, а на Основной сцене можно сидеть прямо на войлочном полу, наблюдая за тем, как артисты вносят и поворачивают огромный круг с текстом на универсальном языке, изобретенном Клаудией и Ромео Кастеллуччи. «Человеческое использование» стало невероятно важным опытом – и для тех, кто осуществлял его сложную механику внутри театра, и для зрителей, столкнувшихся с совершенно отдельным, не похожим ни на какие другие, сознанием художника, работающего в театре как на площадке современного музея.


«В России театр как форма искусства настолько глубоко прочувствован, что каждый раз, когда я сюда приезжаю, я глубоко потрясён. Я много лет дружу с Борисом Юханановым, художественным руководителем Электротеатра Станиславский. Наши отношения эволюционировали философски и интеллектуально, но мы всегда были на одной волне. И как только я начал здесь работать, то понял насколько глубок наш диалог»
(Ромео Кастеллуччи, 2015).

Выдающийся немецкий композитор и режиссер, Хайнер Гёббельс тоже был знаком российской публике благодаря участию в Чеховском фестивале и специальным привозам в рамках «Золотой Маски». Специально для Электротеатра Хайнер Гёббельс создал новую версию своего спектакля «Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой» (первая была создана в швейцарском театре Види-Лозанн). Технически изощренный и при этом «олдскульный» спектакль на одного артиста стал важным опытом сращения композиторского мышления, технологий, высокой точности работы с пространством и предметами и, собственно, текста. В серии «Театр и его дневник» Электротеатра Станиславский вышла книга Хайнера Гёббельса «Эстетика отсутствия», переведенная театроведом Ольгой Федяниной.


«Это требовало огромной энергии – построить Электротеатр, и огромной энергии для бескомпромиссной работы со свободными художественными решениями. Это один из тех редких домов, который поддерживает художника, чтобы он ни решил сделать»
(Хайнер Гёббельс, 2015).

Все три погружения в технологию и методику работы с принципиально разными и высоко оснащенными художественными сознаниями определили парадигму существования Электротеатра – театра, открытого эксперименту и вызовам, связанным с современным искусством. В том, что предлагалось этими тремя режиссерами, двое из которых – Гёббельс и Кастеллуччи – являются, соответственно, еще и композитором и художником, закладывалось основание художественных векторов, по которым дальше двинулся театр.

Важнейшим вектором художественной политики Юхананова является приглашение к сотрудничеству российских режиссеров разных поколений и эстетических направлений: за все годы существования Электротеатра на Основной сцене вышли спектакли Александра Огарёва, Романа Дробота, Александра Зельдовича, Филиппа Григорьяна, Владимира Космачевского, Юрия Квятковского, Юрия Муравицкого, Кирилла Вытоптова, Марфы Горвиц, Дениса Азарова.

На предназначенной для дебютов Малой сцене, начавшей работать в 2016 году, свои дебютные спектакли выпускают молодые режиссеры: осуществленные в рамках проекта «Золотой осел», далее – проекты «Опытов неадаптивной режиссуры», а также замыслы режиссеров, чьи спектакли нечасто можно увидеть в Москве, фактически превратились в отдельный и очень разнообразный репертуар театра. С весны 2020 года дебютные спектакли выпускаются также и на Камерной сцене, расположенной в бывшем пошивочном цехе. Таким образом целое поколение молодых режиссеров, художников, композиторов и хореографов заявили о себе профессиональному и зрительскому сообществу.

Электротеатр – уникальный тип театрального мультиплекса в мегаполисе, состоящий из оснащенной и для драматического, и для музыкального театра Основной, Малой и Камерной сцен, фойе, гардероба и лестницы (где проходят перформансы и концерты). Окруженный продуктивной средой, центр режиссуры и современного театра, в том числе и музыкального, работает на престиж города и его культурный имидж. Образовательные программы, концерты, кинопоказы, перформансы и выставки стали продуктивной и инновационной средой общения, окружающей собственно репертуар.

Важным направлением работы Электротеатра является обширная международная деятельность и продвижение театра за рубежом: спектакли театра снабжены английскими субтитрами, вся полиграфия театра и сайт существуют на двух языках, в фойе театра выступают с лекциями и мастер-классами приглашенные лекторы, трансляции оперного сериала «Сверлийцы» шли в американских и европейских кинотеатрах, а показы видеозаписей спектакля «Синяя птица» – на платформах университетских библиотек в разных странах мира. Во время карантина онлайн-показы спектаклей и лекций Электротеатра стали одним из ярких событий первого пандемического года.

Сделав принципиальные для российской сцены музыкальные проекты (в первую очередь – оперный сериал «Сверлийцы» (2015), музыку для которого написали шесть самых актуальных российских композиторов: Дмитрий Курляндский, Борис Филановский, Сергей Невский, Алексей Сысоев, Алексей Сюмак, Владимир Раннев), Юхананов фактически вернул этому московскому театру его первоначальное предназначение, придуманное Станиславским в 1930-е годы («Оперно-драматическая студия»). Вышедшая в сезон 2016/2017 годов опера Юхананова и Дмитрия Курляндского «Октавия. Трепанация» (копродукция с Holland Festival) открыла Электротеатру новую дорогу в международный контекст; позднее опера стала лауреатом премии «Золотая Маска» сразу в нескольких номинациях и получила гран-при Первой московской Арт-премии. В мае 2017 года Электротеатр вошел в состав Союза Театров Европы, международной организации, поддерживающей высокий статус театра как институции.

В июле 2017 открылась новая площадка театра – Театральный двор, open-air для фестивалей, спектаклей и среда для просвещенного общения. Первой премьерой Двора стала «Galileo. Опера для скрипки и ученого» – копродукция Электротеатра и Политехнического музея. Сама просветительская идея проекта, музыку для которого написали пять современных композиторов (Дмитрий Курляндский, Сергей Невский, Кирилл Чернегин, Павел Карманов, Кузьма Бодров), ведущей солисткой стала скрипачка Елена Ревич, а роль Ученого исполнил математик и физик Григорий Амосов, прекрасно вписалась в концепцию Электротеатра.

Соединив внутри одной институции современную оперу, мультижанровые проекты и собственно драматический театр, Юхананов отменил деление на «жанры» и «форматы» и реализовал идею интегрального искусства.

Трейлер «Галилео. Опера для скрипки и ученого»

«Мы называем спектакль оперой для скрипки и ученого. Хотя многие люди думают, что в опере обязательно кто-то должен петь. На самом деле это, конечно, не так, опера – это синтетический спектакль. Я давно хотел сжечь какого-нибудь великого ученого, и, наконец, это удается сделать с участием гениев современной музыки. И поэтому лекция, превращенная в потрясающий сжатый драматический текст, вся пылает в огне»
(Борис Юхананов, m24.ru, 19 июля 2017).

Сезон 2020/2021 годов оказался очень успешным для театра – оба спектакля, выдвинутые на Национальную премию «Золотая Маска», «Октавия. Трепанация» и «Пиноккио» Бориса Юхананова, выиграли рекордное число номинаций, в том числе «за лучший спектакль» в драме. «Пиноккио», вышедший в 2020 году, стал настоящим событием, актуальным и при этом использующим «старинные техники» высказыванием о природе театра и тех, кто его делает и проходит через его горнила.

Важной для климата внутри театра и для художественного контекста в целом оказалась связь с прошлым: в спектакле «Синяя птица» (2015), первом опыте работы Юхананова с труппой Электротеатра Станиславский (бывшего Драматического театра им. К. С. Станиславского), осуществилась встреча артистов старшего поколения с новейшим театральным языком. Воспоминания актеров о личном и историческом прошлом, бережно вынутые и отобранные, заново открыли пьесу Мориса Метерлинка. После ухода из жизни Владимира Коренева, исполнителя роли Тильтиля, спектакль превратился в реквием по легенде русского театра и своеобразным прощанием с артистом.

Художественный облик Электротеатра строится свободно и сознательно, с расчетом на высокое мастерство режиссеров с мировым именем и желанием дать свободу молодым художникам.

Международный проект Бориса Юхананова «Катабасис. Бесы» по роману Достоевского в театре города Котбуса осуществлялся на протяжении весны-осени 2021 года; его откликом стала выставка графики Юхананова «Катабасис. Бесы», представляющей проект в России. Дальнейшим шагом станет привоз спектакля в Москву. Над спектаклем работала целая команда Электротеатра – художники Степани Лукьянов и Анастасия Нефёдова, композитор Дмитрий Курляндский и хореограф Андрей Кузнецов-Вечеслов.

Важной премьерой сезона 2021/2022 стал спектакль испанского режиссера Натальи Менендес «Жизнь есть сон» по пьесе Кальдерона – продолжение кальдероновской линии театра, начатой «Стойким принцем» Бориса Юхананова, а также – опыт глубокого сотрудничества труппы с режиссером, имеющим совсем другой бэкграунд, школу и идеи. Спектакль участвовал в фестивале «Территория».

Трейлер спектакля «Стойкий принцип»
Трейлер спектакля «Стойкий принцип»

Электротеатр Станиславский сочетает в себе театр и образование, традицию и новацию, досуг и мыслительную практику. В оазисе, созданном в самом центре города, есть свободное поле искусства и рефлексии об искусстве, о котором сегодня можно только мечтать.


Текст: Кристина Матвиенко