Дневник фестиваля. Часть 3
22 февраля 2018
Фото Андрея Безукладникова

В воронежской галерее современного искусства Х.Л.А.М. завершился Юханановфест. Публикуем заключительную часть дневника фестиваля, который Алексей Горбунов вел на протяжении месяца.

Часть 1 

Часть 2

8 февраля

10:19

Юханановфест, галерея Х.Л.А.М. 8 февраля 2018 г. – «Сверлийцы», фильм-опера. Часть 3,  композитор – Алексей Сюмак. Начало в 19 часов.

23:18

Каждый раз неожиданность. Эффект от двух-трёх слов оперы в титрах на экране многократно сильнее, чем при прочтении этих же слов в либретто.

Очень высоким голосом: «Когда фальшак / Теснит душу / Непереводимая печаль / Скапливаеца / Спасительной влагой / В сердце / Из влаги / И вой». Принц Сверлёныш: «Лысинки / Мелькнувшей в зазеркалье». Девушка: «И приманившей / Искривленьем шеи». Принц Сверлёныш: «А лысинка / Есть дырочка в судьбе». Теперь поют вместе: «Сочица / Причитанье / И бесстыдно / Когда таица / От самих себя / Уже нет сил / Мы зависаем / В изнурительной / Отключке / А чувства/ Скважины».

Сильные хлеб и зрелище, сильная музыка. Но за бортом оперы осталось не меньше половины, это сам роман «Сверлийцы»: «…там у выхода Завывала нечеловеческим воплем обрушил вдруг на его сознание непереносимую игру имени с буквой и словом, порождающую каракули пародийного шума, извивающегося чем-то китайским и даже трагическим, благодаря чему проникшего в запретное для посюстороннего как неожиданная атака, ворвавшаяся в сокровенную область». А одна из сегодняшних зрительниц сказала о 3-й серии – при всей увлекательности мифа, как, кроме этого, может не нравиться поэзия и секс?

9 февраля

02:26

«Сверлийцы», фильм-опера. Часть 4, композиторы – Алексей Сысоев, Сергей Невский. Начало в 19 часов.

10:50

Позавчера обсуждался захватывающий фильм Евгения Похиса «Путешествие сквозь Апокалапсис». Тема масок. Как возможны разные подходы на одной территории? Взгляд Юхананова на грани фаустовской темы : «Соловьёвская школа. Радость приобщения символистского сознания, последнего подлинно европейского сознания в русской культуре. Эти дети (Блок, Белый…) – участники полноценного пребывания в европейской культуре. Эта их особая игра, вечная женственность… Это всё фаустовские темы». И опять косвенно об Андрее Белом, к которому Борис неравнодушен с юности: «Два совершенно не соединимых сознания: духовный визионер Рудольф Штайнер и экзистенциалист мирового класса и уровня, исполненный особого рода отчаяния, Лев Шестов, были необходимы мне в самом начале работы над текстом (в середине 90-х). Я их принял в себя и пошёл по другому пути, не соответствующему ни одному сознанию, ни другому».

22:38

Закончился показ 4-й части «Сверлийцев». Часто приходят всё новые и новые зрители, вот сегодня – гости из Самары. По просмотру говорят больше о картине мифа, сюжете и музыке (А. Сысоева и С. Невского). А по мне так ещё – и о поэзии титров.
Ребе Шнеур: «Как в воде лицо – против лица, так сердце человека к сердцу!». Мишлей: «А когда занимаются Торой при участии речи и при углублении в неё мыслью, это на самом деле категория поцелуев» (Тания). Из романа «Сверлийцы»: «Монголы замерли статуями, а Принц, сжав в ладони багровый комок договора, услышал, как его душу сотрясает вой Нового варварства, объявившего свои цели».

22:55

10 февраля – «Сверлийцы», фильм-опера. Часть 5, композитор Владимир Раннев.

Из последнего путеводителя по призрачному городу: «“Far la ve cia” / У сверлийцев этим итальянским термином / Обозначают блики воды на стенах / Дословно / «Игра морщинок» / Для древнего сверлийца / Фарлявечить / Означало “старушничать”».

10 февраля

11:15

В фильме Александра Белоусова «Голем» один из участников венской репетиции (2007 г.) задаёт вопрос о результате: «Вы 2–3 года так и будете показывать нам заготовки и репетиции?» Юхананов: «Даже если бы мы хотели ускользнуть из-под власти продукта, нам бы не удалось этого сделать. Потому что эта связка – производитель-потребитель – сегодня царит в мире. Это единственный способ измерить происходящее. Конечное мышление претендует на адекватность бытию. Любой продукт – это завершение. Конечное время претендует сегодня на власть в обществе, власть над человеком, власть над сознанием. Священное сознание располагается в режиме бесконечного времени. Для священного образа само понятие “продукт” беспрецедентно фиктивно. Вместо “продукта” в священном сознании существует понятие “плод”. В этом смысле это своего рода динамика, особого рода процесс, особого рода интерес. И я благодарен вам, что вы задали этот вопрос»

11:38

В фильме А. Белоусова «Голем», акт 2, Юхананов говорит: «Общение со священными текстами питает энергию образа, жеста, общения, тайны глубины души, стремления к очень свободной, открытой игре с человеком. Тексты настолько грандиозны, настолько невероятны, что ими хочется поделиться. Хочется сказать: “Возьми этот плод!” В этом нет никакого настаивающего, ни манифестирующего, ни партийного жеста, нет попытки создать идеологию, выдать себя за учителя жизни или театра и потом по всему миру торговать сакральным аттракционом, обучая людей долго, долго работать. В этом нет желания породить большую школу, размножиться как Ким Ир Сен в своих учениках, которые будут делать те же самые ритуальные движения, смахивающие на всемирный культуризм, который на протяжении нескольких поколений выдаёт себя за величайшее знание о театре».

12 февраля

01:23

11 февраля 2018 г. «Стойкий принцип», фильм-спектакль. Из анонса к премьере спектакля по произведению Кальдерона «Стойкий принц» и «Пиру во время чумы» Пушкина: «Слова “принц” и “принцип” растут из общего латинского корня. И в этом смысле, принц Фернандо оказывается носителем стойкого принципа – мира во время глобальной войны. Он возглавляет армию, но он несёт с собой мир. Таков его ответ на вызов времени, когда идёт война всех против всех. Другой стойкий принцип – принцип смерти. Победить в глобальной войне можно только пройдя сквозь смерть и обновившись. Текст должен умереть, распасться на артикуляцию и враждующие буквы – чтобы быть собранным вновь. Сцены в жанре “кладбища” пробуют пьесу на стойкость, прививая ей болезни современной культуры. Текст испанского классика переживает всё то, что происходит внутри слов, душ, умов современности. <…> Пьеса Пушкина возникает в спектакле парадоксально – как русская мистерия, тайную поступь которой режиссёр Борис Юхананов отыскивает в русской драматургии XIX и XX века. «Пир во время чумы» – попытка ответа на мучительный вопрос, поставленный смертью Фернандо. Её форма – концерт-мутант, пиршество на выжженном поле боя после войны всех против всех…»

04:00

Вчера счастливцы были на пятой части «Сверлийцев». Супер опера. Смотрели все, как и положено, с широко раскрытыми глазами. ВЦСИ, вторая и третья воронежская волна, много потеряли. Греческий композитор и музыкант Costis Drygianakis приходил на просмотр со своей женой Олей Д. Я спросил Костиса, на каком языке он читал титры. Костис ответил, что читал на обоих, но мало что в этих титрах понял (ха-ха), больше слушал. Неожиданно для меня что-то подобное о самом тексте сказали и многие другие. Андрей Ч. почему-то вспомнил обэриутов, Лена сказала, что, так как хор исполнял свои арии «очень медленно», в соответствии с музыкой, предыдущая строчка забывалась. Но в целом кажется, что «сверлийская идея в зрелищно-репрезентативной форме открыла себя». Надя С. заметила, что с удовольствием просмотрела все пять серий, так как любит не только современное искусство. – А это какое? – «Это? Театральное». Вообще, не раз слышал от молодых художников из самых разных городов, что они не переносят театр как таковой. За что? Говорят, что за неизбежные «крики» актёров и за фальшивые интонации. Посмотревшие «Сверлийцев» получили энергию зрелища, получили с жаром и прониклись «впрыснутыми управляющими струениями», ничего не зная о главе самогО романа «Спасение в распиздяйстве». Я, например, кроме прочего, продегустировал потрясающие стихи. По одной букве.

04:03

12 февраля – «Стойкий принцип», фильм-спектакль по Кальдерону («Стойкий принц») и Пушкину («Пир во время чумы») Акт первый (00:47) + Акт второй (01:21) + Акт третий (00:46) с антрактами. Начало в 19 часов. Вход свободный.

13 февраля

03:06

13 февраля 2018 г. – фильм-спектакль «Золотой осёл» (2016). Композиция «Мохнатая» (03:54 с антрактами). Начало в 18:30. 
Вход свободный.

03:26

Закончился показ «Стойкого принципа». Зрителям не терпится перечесть Пушкина, однако и расходиться они не могут и не хотят. Говорят, что им желательно дня за два-три отойти от спектакля. Светлана К. говорит, что на работе всё напевала что-то из вчерашнего «Стойкого принципа», на неё косились. Джаз во время войны, пир во время чумы. «И раздавались жалкие стенанья / Сквозь дикий рай твоей земли родной». Великолепные кладбищенские блюзы и танцы («Он звал меня в свою тележку / Скажите мне: во сне ли это было? / Проехала ль телега?» и др.) всех ободрили, заставили воспрять. Перед уходом люди истово благодарят, видимо, за своё воскрешенье.

14 февраля

01:50

13 февраля посмотрели «Золотого осла», композицию «Мохнатая». Борис Юхананов, повернувшись к залу: «Сегодня театр живёт в режиме перебора. Начинаешь по-доброму, а потом постепенно отношения сцены и зала поневоле оказываются альтернативными. И это наступает, как климат. В этом никто не виноват. А это основание для серьёзного разговора. Сейчас такая ситуация, когда я, например, хочу задать вопросы к каждому своему слову, которое употребляю. Просто к каждому. Я практически не могу говорить. Сейчас никто не может говорить». (2016)
Борис Юхананов в фильме «Голем»: « У обычного театра есть пьеса, в которой есть прошедшее время, обеспечивающее предлагаемые обстоятельства для героев (не для актёров). А у этих парней и девчат их прошлое, которое потом превращается в сценическую жизнь, это их реальная сценическая жизнь в момент осуществления спектакля той самой пьесы. Пьесы, которая становится спектаклем у вас на глазах, почти лишившись надежды дойти до конца спектакля (и никогда не добирается до того конца, заложенного в души этих парней и девчат). Она оказывается в каком-то другом месте при помощи особой театральной каверзы. Эта каверза оказывается прошлым. Это особого рода перманентная драматургия». (2007)

10:14

Небольшие изменения: 15 февраля будет показан телевизионный фильм «Москва ХХ век». Часть первая (01:28) + часть вторая (00:44). Начало в 17 часов.
А фильм-спектакль «Золотой осёл», Композиция «Город» (03:07 с антрактами) 
будет показан 16 февраля. Начало в 18.30
Вход свободный.

23:21

Зрительница по имени Оксана Л., просмотрела большУю часть программы фестиваля, и как будто наметила план разговоров. Вчера по поводу «Золотого осла» («Мохнатой»), фрагмента, где один участник спектакля из первого ряда зала делает актрисе серьёзные замечания, она сказала: «Яркая картина противостояния фальши игры и фальши борьбы против этой фальши». И продолжала: «Искренность г р о м к о произнесённых слов и тирад, на мой взгляд, всегда под сомнением. Громкость (“страстность”) – или признак честной декламации, или дураковаляния или какой-нибудь степени истерии, но не признак “судьбы” говорящего. Вообще, кажется, что говорить об объективности искренности – это говорить об объективности души. Если речь невозможна, то при каких условиях она возможна? Наверное, она возможна, при наличии хотя бы одного свидетеля (зрителя). Можно было бы поговорить о роли и качестве этого свидетеля. Меняется ли эта речь (как и почему), когда свидетелей становится много или очень много. Можно ли сказать, что все и всегда “несут пургу”? И правильно ли говорить, что мы отбираем (мол, выносимо-невыносимо) эту пургу в соответствии со своей душой? Вот эта, вполне определённая пурга, нужна, необходима какой-то вполне определённой (“развитой” или “неразвитой”) душе». Оксане возражали.
О роли и качества одного свидетеля и на другие вопросы Оксане, возможно, отвечает Борис Юхананов в фильме Евгения Похиса «Путешествие сквозь Апокалипсис»: «Десятилетия я смотрю на сцену и смотрю на человека (актёра) – правильно ли у него расположилась душа или неправильно. Я этим занимаюсь почти ежедневно, то есть я всё время имею дело с незримым пространством человеческого духа. Прямо, как говорил Константин Сергеевич. Я начинаю слышать, что происходит в людях, потому что это часть моей профессии».

И, возможно, на вопрос, как отбирать «пургу» Борис говорит в другом фильме Евгения Похиса «Духовный инстинкт»: «Если на секунду представить такую возможно невозможную вещь, как духовный инстинкт, то, можно сказать, что я ему повинуюсь».

15 февраля

11:00

15 февраля – документально-игровой фильм «Москва ХХ век» ,1996 г. 
Часть первая (01:28) + часть вторая (00:44). Сериал для ОРТ, задумано 10 серий, осуществлено – 2. Снова погружаемся в Юхананова середины 90-х. 
Начало в 17 часов. Вход свободный.

11:35

Ури Гершович: «Эвдемонизм (от эвдемония – греч. “блаженство”, “счастье”) – философская традиция, идущая от Аристотеля, пытавшегося построить иерархию видов деятельности в соответствии с доставляемым ими удовольствием или счастьем. Страдающих людей мой знакомый воспринимает как особых гедонистов – “ну, может, он кайфует от этого”. Можно ли что-то противопоставить подобному взгляду? Можем ли мы сегодня представить себе мировосприятие, согласно которому боль и страдания являются неотъемлемой частью жизни, играя при этом не только негативную, но и позитивную роль? Разве хотя бы тот факт, что женщина испытывает боль при родах, не должен заставить нас взглянуть на боль с этой стороны? Разве становление, рост не связаны напрямую с болью и страданием? Разве художники недавнего прошлого не рождали свои произведения в муках?

Альтернативой эвдемонизму может быть модус служения. Речь идет не о вынужденном служении, а о выборе. О служении, которое не знает в качестве цели эвдемонию, но которое, доверяя процессу, устремлено к неведомой трансформации, к изменению бытия-каково-оно-есть или к изменению моего бытия-таким-каким-я-есть. Какой будет эта трансформация неизвестно, неизвестно и неважно, принесет она удовольствие или страдание. Гусеница превращается в бабочку, а ты, возможно, – в дерево, сыплющее желтой листвой. Такое служение непременно связано с душевной болью, с готовностью принять страдания. Приверженец эвдемонизма может быть либо счастливым (блаженным), либо (в случае неудачи) несчастным. Служить же можно устремляясь через душевную боль к трансформации».

16 февраля

09:20

16 февраля – «Золотой осёл», Композиция «Город» (03:07 с антрактами).Фильм-спектакль, 2016 г. Сегодня в предпоследний день фестиваля вы можете приобщиться к Апулею (в советские годы книги автора были вершиной эротически дозволенного в стране) и узнать что-то дополнительное о постановщике спектакля, Борисе Юхананове.

Начало в 18:30. Вход свободный.

14:20

Как-то Михаил Болгов, компоэтор, один из составителей самиздат-журнала 70-х гг., владелец дома, где в те же годы собирались поэты, и где завсегдатаем был Борис, встретившись с Юханановым в начале 80-х в Воронеже, заговорил о «канонических требованиях и внутренней драматургии сонета». Потом попросил Бориса сказать что-либо о сценической драматургии. Юхананов стал рассказывать о формах драматургического «конфликта» и иллюстрировать стрелками, начав с «тупого и лобового столкновения» – тезиса и антитезиса. Замысловатых схем различного типа внутренней драматургии развития «конфликта» оказалось на три страницы: изломанные стрелки (ход драматургического конфликта) толкают другу друга с неожиданных сторон, закручиваются в спираль, идут параллельно, делаются тоньше или утолщаются, семенят пунктиром или вдруг уходят в пустоту листа. Через день Борис предложил схемы конфликтов более реальные, то есть те, где действуют не 3–5 стрелок, а 6–10. Рисунки изданы Болговым. Интересно, как изменялись эти схемы в театре Юхананова конца 80-х, в его театре девяностых, нулевых, а также десятых годов.
На фото – М. Болгов и Б. Юхананов на моей свадьбе 11 апреля 1980 г. в Воронеже.

17 февраля

02:02

16 февраля 2018 г. «Золотой осёл», композиция «Белая». Зрители опять не хотели расходиться. При этом часть из них заявляла, что «Город» дался тяжело, но ощущение после – достаточно позитивное. Вторые считали, что не только голова-маска «осла» с золотцем на ней и другой простодушный натурализм многочисленного реквизита, не только принцип и ассортимент удовольствий являются признаком или следствием фундаментального инфантилизма, но и многое другое. Может быть, всё. Так ли это? Завтра после «Народного сериала» – круглый стол. Вспомним «Сад», «Даунов», «Прямостоящего человека», «Сумасшедшего принца»...

02:37

Как-то в мае 1979 гожу мы шли по Воронежу, и Юхананова несколько раз подряд спросили «Который час?». Борис тут же поделился со мной планом: он ежедневно сидит с восьми до восьми в сквере у Никитинской библиотеки, сидит на одной и той же скамейке. И работает «человеком-часами». Все знают, где находится «человек-часы», и подходят деловито справиться о времени.
Театр Юхананова был повсюду, на каждом шагу.
Фото Валерия Сыроваткина (26 июня 1979 г. в парке Юго-Западного района, накануне выпускного воронежского института искусств).

18 февраля

03:39

17 февраля 2018 г. Ошеломляющий финал – «Народный сериал» (1999 г.). Новый неожиданный подарок. Поразил всех с самых разных сторон. Говорили обо всём сразу. Разошлись в час. О неизвестном и очень важном «Народном сериале» будем рассказывать. Фестиваль закончился, но продолжение будет следовать.