В архиве доступен текст выступления Бориса Юхананова в Воронеже. 18 января в галерее современного искусства Х.Л.А.М. состоялось открытие Юханановфеста. Посетители познакомились с коллекцией уникальных фоторабот Андрея Безукладникова, представленных в рамках выставки «Сад Бориса Юхананова». После двухчасовой беседы, которую модерировал директор галереи Алексей Горбунов, рассказа Юхананова о годах его учебы в Воронеже, о витиеватых творческих маршрутах 80-х и 90-х годов и о многом другом, режиссер представил фильм-оперу «Октавия. Трепанация».
"Меня заворожила в юности непрерывная линия сама по себе – то есть процессуальность как таковая. Она может проявляться в рисунке. Я, например, работал тогда в такой технике: не отрывая карандаша от бумаги, смотрел на мир, впитывал его и позволял своей руке действовать вслед за этим актом совокупления с миром. Таким образом, возникал рисунок, не контролируемый мною рационально, а как дитя этого акта. Тогда мир для осуществления акта был необходим. Это могло быть лицо девушки или открывающийся пейзаж. Но я должен был получать этот импульс и длить его, обязательно впитчиво воспринимая окружающий меня мир, по-другому я не умел тогда и не мог. Мне кажется, это очень естественно для молодого человека. Постепенно я начал писать, но писал точно так же – в режиме непрерывной линии. То есть я проживал свою жизнь. Такой юношеский нарциссизм – вполне естественное положение человека во времени. И я ее [жизнь] стал записывать. Таков был импульс, не было никакого концептуального или специального культурологического основания для такого рода деятельности, просто мне так хотелось. Все время хотелось запечатлеть, зафиксировать мгновение, в котором живу, и я его пытался записывать это в 70-е годы. На такой скорости, не отрываясь от собственной жизни, при этом дистанцируясь от нее, я и писал, позволяя пропускать через себя и образовывать те слова в сознании, при помощи которого я это делаю".