«Недоросль» в Русском драматическом театре Литвы, 1999 год
28 мая 2018
Фото Дмитрия Матвеева

В архиве доступны материалы о спектакле Бориса Юхананова «Недоросль». Что такое «реконструкция реконструкции», «планировочный театр» и при чем здесь Юрий Озаровский: интервью с создателями, фото, рецензии.

Название, разумеется, отсылает к самой знаменитой пьесе екатерининской эпохи, написанной в 1782 году Денисом Ивановичем Фонвизиным. Однако при создании спектакля режиссер опирался не на первоисточник, а на реконструкцию первой постановки пьесы. Юрий Эрастович Озаровский – актер Александринского театра, режиссер и театровед, известный своими фундаментальными трудами по мелодекламации «Музыка живого слова» – более века спустя, в 1911 году осуществляет уникальный опыт реконструкции «Недоросля» в виде пособия с комментарием, воссозданными костюмами, гримом, декорациями и планировкой мизансцен. Таким образом, Борис Юхананов спустя еще столетие делает реконструкцию реконструкции постановки XVIII века на основе труда Озаровского. Премьера состоялась в Вильнюсе на сцене Русского драматического театра Литвы. Что существенно – на закате XX века, в 1999 году. Этот немаловажный хронологический контекст указывал и на некое смыкание трех эпох: русского классицизма, Серебряного века и современной России.

В спектакле не просто осмыслялась пьеса, вызвавшая некогда столь бурную реакцию современников драматурга, но и выстраивались отношения с образом театра той эпохи. Планировочный театр – почти забытое сегодня явление – был воссоздан на сцене до мельчайших деталей. Как писала Раса Васинаускайте, «Персонажи распределены ритмически и мизансценически (некоторые мизансцены даже зафиксированы стоп-кадром), их движения и жесты подчеркнуты. Так усиливается динамичность визуального ряда. Актеры играют Фонвизина и одновременно участвуют в реконструкции правил игры старого театра. Связь искусственного и настоящего неразрывна. <...> Ну а то, что спектакль – настоящая реконструкция, что он есть нечто сознательно повторяющееся в соответствии с определенной партитурой, выдают цифирки на мебели и на полу. Фигуры-актеры останавливаются и садятся там, где надо, и могу спросить даже: “А сейчас я могу перейти на №23?”. Такая игра только с первого взгляда выглядит строгой, на самом деле подвижна, что позволяет актерам импровизировать». («7 menodlenos», №5, 1999 г.)

Множество рецензентов в литовской прессе отмечали и удивительное мистериальное обрамление этого, по сути, технологического хода. На завораживающий эффект мистицизма работали и выполненные Юрием Хариковым костюмы и декорации, и музыка Владимира Тарасова (чей композиторский опыт во многом связан как раз с реконструкцией). Наряду с главными действующими лицами по сцене то и дело передвигались огромные животные в человеческий рост. «Это идеализированные жители русской деревни, гигантские животные и птица: курица, петух, свинья, корова, голубь. Ими руководит сладкоголосый Ангел (Криступас Каваляускас), поющий хоралы и романсы». (Юлюс Лозорайтис «Летусвос Ритас» №11, 1999 г.)

Спектакль участвовал во Втором Фестивале Русских Театров Стран СНГ и Балтии (Санкт-Петербург, 2000). В 2001 году был представлен в рамках Третьей Международной Театральной Олимпиады в Москве. В июне 2017 года в Электротеатре состоялась презентация издания, посвященного «Недорослю»: заметки режиссера в дневниковой форме, сделанные во время работы над спектаклем, оформлены фотоработами Дмитрия Матвеева, фиксировавшего процесс. Это издание – часть масштабного проекта «Архивирование будущего». 

Программка

Видео

Фото Дмитрия Матвеева 

Борис Юхананов о спектакле (фрагмент интервью) 

Владимир Тарасов о спектакле (фрагмент интервью)

Интервью с Юрием Хариковым

Рецензии:

Рафинированный Фонвизин (Раса Васинаускайте / 7 menodienos, 1999)

Живая вода классики (Альбина Гасюнене / Вечерние новости (Литва), 1999) 

Дебют нового трио – Тарасов, Юхананов и… Фонвизин (Наталья Юхневич / Литовский курьер, 1999) 

В каком направлении летит самолет «Недоросля»? (Юлюс Лозорайтис / Lietuvos Rytas, 1999) 

Цветочки с Царицына луга (Татьяна Балтушникене / Lietuvos Rytas, 1999) 

Вперед, к классике (Мария Танана / Эхо Литвы, 1999)

Ген русской театральной культуры (Наталья Юхневич / Литовский курьер, 1999)

«Недоросль». Доросли или переросли? Зрители о спектакле (Эхо Литвы, 1999)

Московский эксперимент в русском драмтеатре (Юрий Волохов / Вечерний эфир, 1999)

Презентация книги "Недоросль":

Смотреть

Читать