Фотоистория: «ЛабораТОРИЯ. Голем»
18 марта 2021
Фото Дениса Климушкина

Сегодня в рубрике "Фотоистория" рассказываем про один из самых сложных проектов Бориса Юхананова "ЛабораТОРИЯ". После десятилетия мистериальных приключений проекта "Сад" режиссер создал Лабораторию ангелической режиссуры, с которой выпустил спектакль "Повесть о прямостоящем человеке". Примерно в это же время Юхананов отходит чуть в сторону от непосредственно театра и совместно с Григорием Зельцером создает "ЛабораТОРИЮ" — инициативу, поражающую размахом и пролегающую где-то на грани театра, семинара и исследовательской деятельности в области священных текстов.

Эта фотография была сделана Денисом Климушкиным 22 апреля 2010 года во время показа спектакля "Голем. Венская репетиция". Борис Юхананов сидит на сцене Тау-зала театра "Школа драматического искусства", развернувшись к зрителям (среди которых есть и участники проекта).

Почему режиссер на сцене?
Причем здесь Голем?
Так это спектакль или репетиция?
Почему она венская?
 

Небольшой экскурс в историю проекта "ЛабораТОРИЯ". 

Когда Юхананов и Зельцер в 2002 году начали работу в направлении, получившем название «Новый еврейский театр» («НЕТ»), у авторов не было как такового стремления «поставить спектакль». Импульсом к многолетнему путешествию стала попытка семинара-репетиции, то есть совмещения противоположных по устройству вещей. В этот период участники (большинство из которых не были актерами, и далеко не все вообще имели отношение к театру) искали способ обращения со священными иудейскими текстами, пытались «обжить» пространство сакрального и найти пути взаимодействия с ним. Этот процесс воплощался и на поле практики: создание собственных сочинений, импровизационных театральных зарисовок все в том же направлении работы с Торой. Этот период, ставший своеобразным вхождением в огромный исследовательский мир, получил название «Диаспорическая симфония». Тогда впервые двери "ЛабораТОРИИ" приоткрылись для зрителей.

В период с 2004 по 2006 год "ЛабораТОРИЯ" инициировала три международных семинара: «Зачем евреям театр, когда у них есть Тора», «Игровое и Священное», «Вера и Искусство». Для участия приглашались выдающиеся раввины, такие как Менахем Фруман и Меир Шлезингер.

В 2003–2004 годах в Москве проходил «Голем-Марафон». Специально для проекта был выполнен перевод пьесы Гальперна Лейвика «Голем». Это были первые опыты участников в направлении работы с древним сюжетом о чешском раввине Магарале, создавшим из глины существо и потерявшим над ним контроль. 17 марта 2007 года спектакль «Голем» был в первый (и в последний в таком виде) раз показан на фестивале еврейских театров «Тикун Олам» в Вене. С этого момента начался новый виток в жизни проекта. Актеры уже не столько занимались пьесой Лейвика, но обратили исследовательский труд на внутренние механизмы игры — изучая грани естественного и искусственного, импровизационных и спонтанных проявлений.

Спектакль сам «писал» для себя пьесу. Каждый показ фиксировался на видео, а последующий преобразовывался с учетом расшифрованного с записи комментария. Комментатором, как правило, выступал сам Юхананов, врываясь в действие и уводя актеров в сторону спонтанности, не давая им возможности играть по накатанной. Отправной точкой был как раз показ на венском фестивале, поэтому «написанное» спектаклем получило название «Венская репетиция». Сначала пьеса состояла из трех частей: первый день, второй день и обсуждение со зрителями. На этом снимке запечатлен фрагмент второго венского дня, разыгранного уже в Москве. Таким образом, «Голем» постепенно разросся до семи вечеров (игрался в «Тау-зале» «ШДИ», в 2008 году побывал на киевском Гогольфесте). С 2007 по 2009 год зритель имел возможность приходить на открытые показы в театр «Школа драматического искусства». Парадокс этого явления, так трудно вписываемого в какой-либо формат или художественную форму, состоял в том, что спектакль существовал, в то время как пьеса (уже не Лейвика, но пьеса о том, как играется этот спектакль) еще находилась в процессе написания. 

В мае 2017 года издательство «Театр и его дневник» выпустило серию книг о ЛабораТОРИИ. Восьмитомное издание включает в себя тексты-записи спектакля «Голем», по которому писалась пьеса, флэшки с двумя фильмами (режиссеров Александра Белоусова и Евгения Похиса), зафиксировавшими процесс его создания, и «Книгу отражений», где собраны отзывы, рецензии и фотографии. В архиве есть видео с презентации книги.

Одна из участниц проекта Елена Любарская написала большой текст о "ЛабораТОРИИ", который мы поместили отдельно в раздел "Миры".

Разумеется, за девять лет жизни "ЛабораТОРИЯ" отразилась во множестве статей, интервью, дискуссий и публичных выступлений. Все это доступно в разделе проекта.