Журнал "Сеанс" опубликовал авторскую подборку фильмов, вышедших в прокат в прошлом году. Критик Евгений Майзель собрал десять фильмов, которые, на его взгляд, заслуживают больше любви и внимания, чем они получили у критиков. Как очевидно из множества отзывов, которые мы публиковали здесь, "Безумный ангел Пиноккио" получил достаточно любви и внимания, а вместе с этой публикацией будет еще больше.
Евгений Майзель: Этот текст — не кинокритика, а признание кинокритика в любви. Чтобы его сделать, потребовалось изучить какое-то (кино-критическое) количество фильмов, выпущенных за отчетный период, выделить те, что представляют собой наибольший художественный и культурный интерес и подобрать подобающие случаю слова. Плюс — преодолеть страх, решиться на выступление, укрепить себя в мысли о том, что известное известно немногим, а потому заслуживает артикуляции. На это ушло времени больше всего.
По этой причине топ-10 2023 публикуется только в апреле этого года, когда уже вручены все или почти все ежегодные кинопремии, и мы можем оценить профессиональный консенсус относительно высших достижений. Анализируя номинированные и награжденные фильмы, трудно не заметить, что общий выбор (за редкими, но, конечно, похвальными исключениями вроде Сокурова и Федорченко) сделан в пользу конвенционального, индустриального, часто жанрового кино. И хотя такого рода предпочтения повторяются из года в год, и сами по себе они не новость, я все же хотел бы напомнить, что в норме такое кино не должно быть предметом повышенного экспертного поощрения (изучение — другое дело; изучать можно что угодно), поскольку о рыночных продуктах обычно заботится сам рынок (вопиющие случаи цензуры, ставшей уже почти привычной, я сейчас вывожу за скобки). По-моему, экспертам подобает отмечать и поддерживать то, что рождено не на продажу, и без оранжерейных условий легко пропадет; по-моему, социальная миссия специалистов — в просвещении зрителя, то есть в избирательном информировании о чем-то ценном и особенном, в напоминаниях, что кино бывает разным.
Впрочем, причин для такого выбора много и не все из них предосудительны. Я в любом случае пишу это не с целью осудить коллег, а чтобы подчеркнуть отличие предлагаемого здесь топа как именно критического, основанного на формальных достоинствах и на диапазоне представленного формального разнообразия.
Есть и более практические причины для этой публикации, помимо стремления заявить вслух о своей любви, а также расставить сбитые акценты. Очевидно, что значение ряда авторов, вошедших в этот список, на порядок превосходит их реальный публичный статус. Кроме явных классиков, в топе есть и те, о ком мы до сих пор не знаем ничего или почти ничего. Иные считаются маргиналами, хотя хотелось бы, чтобы маргинальным стало отношение профессионалов к инноваторам как к бессмысленным чудикам. Наивно было бы надеяться, что этот текст способен исправить статус-кво, но по крайней мере здесь об этом положении говорится, что оно несправедливое и недопустимое.
Наконец, еще одна задача данного признания — объединить авторов известных и неизвестных, классиков и «ноунеймов», представителей достойной конвенциональной кинематографии и «авангардистов» в единый художественный контекст, образующий, на мой взгляд, реальную картину арт-кино современной России. Разумеется, картина эта не полная — в силу формальных ограничений топа (всего десять позиций) здесь отсутствуют многие важные фильмы и имена, с которыми связаны большие надежды, — и присутствует лишь малая доля тех, кто талантлив и оригинален. В десятку вошли фильмы последних двух-трех лет. Премьеры одних состоялись в России лишь в прошлом году по техническим причинами (как «Сказка», мировая премьера которой прошла в Локарно еще летом 2022 года), другие отпремьерили уже в 2024-м из-за переноса (как «Брат 3»), выход на экраны третьих — вопрос и вовсе метафизический («Зазор на улице Пушкина» или, например, «Господин Писька»).
<...>
«Безумный ангел Пиноккио»
Борис Юхананов. 2023
Еще одна картина с ангелом в названии — фильм-спектакль года от неутомимого московского арт-гуру. Вошедшие в четырех-с-половиной-часовой фильм Постановки электротеатра «Станиславский» «Пиноккио. Лес» и «Пиноккио. Театр», из которых собран этот фильм, стали важными событиями театральной Москвы еще несколько лет назад (чему подтверждением стали присужденные в 2021 году «Золотые маски» сразу в пяти номинациях), но премьера фильма, даром что он датируется 2022 годом, состоялась лишь в конце прошлого — начале этого года, так что многие еще не имели возможности увидеть эту красоту. Хронометраж двух спектаклей в ходе экранной адаптации заметно сокращен, произошли структурные изменения в ролях, Олегом Трояновским написана «голливудская» (по заказу Юхананова) музыка, а семь камер Ильховского («Копейка», «Медея») со всех сторон окружили актеров, обеспечивая зрителю полноценное погружение в сценическое действие. Драматургия Андрея Вишневского не удивит образованных театралов, но для пришедших с мороза синефилов она, пожалуй, еще в диковинку. Можно также отметить, что «Пиноккио» доказывает способность радикала Юхананова снимать кино для значительно более широкого зрителя, чем могло показаться из его предыдущего футбольно-талмудического опуса «Назидание».