Тексты Дмитрия Бавильского. От «Сада» до «Сверлийцев»
13 января 2018

Дмитрий Бавильский – писатель, литературовед, критик, журналист – постоянный гость спектаклей Бориса Юхананова. В его текстах разных годов отражены опыты новопроцессуальных проектов режиссера: от легендарного «Сада» до новейших постановок в Электротеатре Станиславский. Предлагаем ознакомиться с подборкой текстов Бавильского, опубликованных в архиве, а также с записями его бесед с Юханановым.

Статья об оперном сериале «Сверлийцы» в журнале «Октябрь» (2016)

Рецензия на «Синюю птицу» в «Частном корреспонденте» (2015)

О проекте «Фауст» в театре «Школа драматического искусства».«Частный корреспондент» (2009)

Статья о четырех вечерах «ЛабораТОРИИ. Голем. Венская репетиция» в журнале «Новый мир» (2009)

Статья о спектакле «Лаборатории ангелической режиссуры» «Повесть о прямостоящем человеке» (2004)

О новопроцессуальном проекте «Сад» Бавильский написал целый ряд текстов: Например, эссе «Садовник. Сад» в Митином журнале было опубликовано в 1997 году, когда «Сад» еще жил и возрождался в новых регенерациях. 

А «Внутренний способ существования» – разговор с Борисом Юханановым о «Саде» – был записан в 1995 году, но опубликован лишь спустя тринадцать лет в газете «Взгляд» с комментарием автора о новых смыслах, родившихся из этой временной дистанции.

«Я этот проект видел, и он стал для меня откровением, которое я попытался описать. Архивная запись оказалась ценной, потому что здесь Юхананов достаточно подробно описал свой творческий метод работы над чеховским "Вишневым садом". Однако эти ответы я переложил во вторую часть беседы, вытащив на первый план рассуждения этого человека-оркестра над тем, каким же все-таки должен стать театр недалекого будущего. После записи предсказаний прошла дюжина лет, и можно увидеть, насколько Борис Юхананов оказался прозорливым. Обаятельный и энергичный, он интересен со всеми своими завиральными идеями и "энергией заблуждения", всеми этими именами, бывшими на слуху в конце ХХ века, когда в моде был Джармен, эстетике Сорокина пророчился очередной тупик, а Виктюк казался новым словом театральной коммерции. Накручивая деепричастные обороты, Юхананов рассуждает о будущем из далекого жаркого лета, когда деревья еще были большими, шестидесятники ручными и казалось, что все невозможное возможно. Стоит только захотеть».

«Сад неуничтожим» – продолжение беседы Бавильского с Юханановым о «Саде» 1997 года.

читать все тексты