Архивные материалы о спектакле "Подсолнухи"
21 марта 2018
Фото В. Сенцова

В архиве доступны материалы о спектакле Бориса Юхананова «Подсолнухи» (2002) по пьесе Теннеси Уильямса "Крик". 

На русской сцене попытки поставить пьесу Теннесси Уильямса "Крик, или Спектакль для двоих" предпринимались неоднократно. Ее репетировали Лев Додин и Кама Гинкас. Владимир Высоцкий мог бы сыграть Феличе, а Алла Демидова – Клэр. По разным причинам эти репетиции так и не дошли до стадии работы над спектаклем. Пьесу "Крик, или Спектакль для двоих" часто называют самой мрачной в творчестве Уильямса. При этом в мировой драматургии это одна из пьес, исследующих метафизику театра, психологию актерского творчества, границы жизни и границы сцены. Неслучайно сам Уильямс говорил о ней: "Это пьеса о людях, которые боятся выйти наружу..."

Действующие лица спектакля – Феличе (Виктор Гвоздицкий) и Клэр (Лия Ахеджакова) – брат и сестра, актеры, переживающие момент творческой неудачи, конфликт с продюсером и непонимание зрителей. Феличе пишет пьесу, в которой вымысел тесно сплетается с их совместной историей детства, с остро переживаемыми прошлым и настоящим, настолько тесно и остро, что приготовленный для роли револьвер может выстрелить по-настоящему.

Премьера спектакля Бориса Юхананова "Подсолнухи" состоялась в мае 2002 года. Состоялась возможно потому, что режиссер, разбирая текст пьесы Уильямса, стремился избежать цеховой проблематики, выраженной в конфликте актерской игры и жизни актера. История Клэр и Феличе рассматривалась как история очищения: только тотально окунувшись в свои несчастья, они могут их преодолеть, "обрести некатастрофическое сознание". Клэр и Феличе, на самом деле, – две души, застигнутые в таинстве перехода, освобождения от земных сует. И они тянутся к свету, как подсолнухи, и, несмотря на трагические обстоятельства, обречены они только на жизнь. И им приходится возвращаться в свое несчастливое детство, чтобы оттуда, с территории невинности, всматриваться в катастрофу, как в очищение. Театр для Клэр и Феличе – их поражение и их спасение. Это мерцание границ сознания "безгрешного" детского и "грешного" актерского, жизни и роли, катастрофы и ее преодоления подчеркивалось в спектакле сценографическим решением Юрия Харикова. Гигантский стул, расположенный по центру сцены, зрительно уменьшал фигуры актеров, превращая их то в детей, то в приговоренных, над которыми вершится суд, то, наоборот, возвышал их, как забравшихся на вершину мира.

Для Виктора Гвоздицкого, репетировавшего в свое время роль Феличе и у Додина, и у Гинкаса, "Подсолнухи" Бориса Юхананова – первый осуществленный спектакль по пьесе Уильямса "Крик...". Вот, что писал об их дуэте с Лией Ахеджаковой Александр Соколянский (А. Соколянский. Подсолнухи в ночи // Ведомости. – 2002. – 28 мая): "Жизнь в искусстве – лучшая из форм существования, хоть временами и весьма мучительная. Это нужно помнить, дабы понять и оценить то, что делают на сцене Гвоздицкий и Ахеджакова. Диалоги Феличе и Клэр могут быть сколь угодно нервны и сумбурны, но отношения меж ними удивительно музыкальны: это самое главное и это передано превосходнейшим образом".

Спектакль "Подсолнухи" был показан на фестивалях: «Балтийский дом», «Славянский базар», «Сибирский транзит», «Камерата» и др.

Видеозапись спектакля

Фотографии

Дневник ассистента режиссера, который Игорь Кечаев вел в период создания спектакля

Интервью с Лией Ахеджаковой после показа "Подсолнухов" в Киеве на сцене театра им. И. Франко 

"Подсолнухи" без системы Станиславского. Анонс Елены Рюминой к фестивалю "Сибирский транзит" (25 мая 2002 г.)

Пьеса для двоих. Рецензия Алены Карась (газета "Метро", 30 мая 2002 г.)

Репетиция оркестра. Елена Ковальская пишет о спектакле для журнала "Афиша" и публикует фрагмент репетиции (2 апреля 2002 г.)

Подсолнухи в ночи. Статья Александра Соколянского для "Ведомостей" к майским показам 2002 г. в театре "Современник"

Игра для двоих: Ахеджаковой и Гвоздицкого. Екатерина Васенина о спектакле в "Новой газете"

Лабораторный крик. Рецензия Елены Лазаревой в газете "Время новостей"